Пир миллионеров: сколько тратят на самые дорогие спортивные команды мира

Сначала деньги, титулы потом

Спортиндустрия давно стала отдельной отраслью экономики. Больше всего денег приходит в игровые виды: спонсорские контракты, доходы от продажи атрибутики, выплаты за медиаправа постоянно растут. Согласно последнему рейтингу Forbes, стоимость самых дорогих команд мира за 10 лет увеличилась в разы.

Сначала деньги, титулы потом
Несмотря на провальный прошедший сезон, мадридский «Реал» является самым богатым футбольным клубом планеты.

Рейтинг 50 самых дорогих клубов мира — ежегодное исследование журнала Forbes, которое публикуется с 2010 года. Десять вышедших топ-списков дают хорошее представление о том, что денежные вливания в индустрию спорта с каждым годом становятся все больше. Если в самом начале в рейтинге не было ни одной команды, стоившей $2 млрд, то спустя 10 лет нет ни одной, стоящей меньше этой суммы.

Игровые виды спорта окончательно вытеснили все остальные. Раньше им конкуренцию составляла только «Формула-1». До 2016 года членами «клуба-50» были команды «Формулы-1» «Феррари» и «Макларен», но затем они бесследно исчезли. Не сказать, что выручка от супергонок стала меньше, просто стала больше прибыль игровых видов. «Формула» — элитарный вид спорта, который все меньше интересен бизнесу. Входной билет стоит дорого. В последнее время в турнир зашли Катар, Азербайджан, Россия — все ресурсные страны. Для этих государств участие в проекте — вопрос престижа, но не зарабатывания денег», — пояснил руководитель бизнес-школы RMA и факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Кирилл Кулаков.

Потерял статус лидера в тусовке финансовых монстров и соккер. До недавнего времени первую строчку всегда занимал кто-то из грандов европейского футбола — «Манчестер Юнайтед» или мадридский «Реал». Но с 2016 года там прочно обосновался «Даллас Ковбойс», клуб NFL (американский футбол). Причем «Ковбои» с 1996 года не выигрывали Супербоул, хотя остаются одними из лидеров по количеству побед — у клуба из Техаса их пять. Интересно и то, что, какой бы звездной и великой нам ни казалась заокеанская НХЛ, ее клубы редкие гости в этом списке.

Итак, в последнем рейтинге топ-50 самых богатых клубов мира после «Далласа» (см. таблицу) идет бейсбольный клуб «Нью-Йорк Янкис», оцененный в $5 млрд. Мадридский «Реал», «Барса» и МЮ расположились на 3-м, 4-м и 6-м местах соответственно. Другие гранды расположились недалеко: «Бавария» (17-я, $3,02 млрд), «МанСити» (25-я, $2,69 млрд), «Челси» (32-я, $2,58 млрд), «Арсенал» (42-й, $2,27 млрд), «Ливерпуль» (45-й, $2,18 млрд).

Первая семерка упомянутых футбольных клубов с разной степенью успешности всегда входила в когорту «богатых и знаменитых». «Ливерпуль» периодически выпадал. Но в этом году победил в Лиге чемпионов и помимо прочих «плюшек» заработал почти 115 млн евро от УЕФА. Призовой фонд ЛЧ в последнем сезоне составил рекордные $2,2 млрд, на 30% больше, чем в предыдущем. Но и без трофеев у клубов масса возможностей пополнить бюджет. Глобальные бренды не скупятся на расходы, чтобы стать титульным или техническим спонсором популярного клуба. «Если 10 лет назад за техническое спонсорство платили $20–30 млн, то сейчас на порядок больше», — сообщил руководитель бизнес-школы RMA и факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Кирилл Кулаков.

Солидный доход также приносят сделки по продаже названий стадионов и отчисления за реализацию лигой медиаправ. К примеру, в США каналы за право показа ЛЧ платят УЕФА порядка $100 млн в год. В каждой лиге свои правила распределения доходов, но чаще всего это делают по простому принципу: кого больше смотрят, тот больше и получает. Пополняют карманы клубов-грандов и продажа атрибутики по всему миру, а также продажа вип-лож и скайбоксов. Распространение обычных билетов и абонементов — капля в море.

Тот же лидер рейтинга «Даллас» в 80-х годах был абсолютным неудачником. Но в 1989 году клуб купил Джерри Джонс. Бизнесмен осуществил спонсорскую революцию в NFL, добившись для себя (а затем и для всех клубов лиги) права заключать индивидуальные контракты. Кроме этого он выступил против равномерного распределения доходов за продажу атрибутики, построил новую арену и продал нейминговые права на нее за рекордную сумму. «Даллас» еще в 70-е получил прозвище «America’s team» («Команда Америки»). Джонс придумал продавать мерч с этой надписью, а в итоге еще и зарегистрировал ее как торговую марку. Почему же «ковбоям» так давно не удавалось выиграть Супербоул?

«Во-первых, в игровых видах спорта не все решают деньги, — объясняет Кулаков. — А во-вторых, у крупных спортивных брендов уже давно не все завязано на результат. Они все равно зарабатывают, независимо от того, выигрывают или проигрывают. Особенно в США, где менталитет отличается от европейского. Им тоже хочется титулов, но на первом месте стоит доход. Важнее быть интересным зрителю, собирать аншлаги. Не случайно в США делают все для того, чтобы клубы в лиге были конкурентоспособны. Так, худший клуб получает преференции на драфте. Все для того чтобы не было гегемонии, как «Юве» в Италии или «Реала» с «Барсой» в Испании». Именно поэтому топ-50 состоит в основном из американских клубов.

Как же тогда европейским футбольным клубам удается конкурировать с американскими монстрами? Просто они зарабатывают на популярности. По глобальному охвату в мире с ними не может сравниться ни один американский клуб. Например, у «Барселоны» в Фейсбуке более 103 млн подписчиков, у «Реала» — более 110. Для сравнения, у самого дорогого клуба мира, «Далласа», — всего 8,5 млн.

Многих любителей спорта волнует вопрос: когда же прекратится этот пир миллионеров? Когда клубы-толстосумы, легко покупающие звезд за $200 млн, стукнутся головой о потолок? «Пока для этого нет никаких предпосылок, — считает Кирилл Кулаков. — Идет экспансия игровых видов спорта на восток, в Китай и Индию. А это увеличение сумм за медиаправа, да и на мерче там делаются очень большие деньги. Конечно, дело в населении. В Китае — полтора миллиарда людей, в Индии — почти 1,4 млрд. Не случайно «Барса» и «Реал» открыли в Индии свои академии. Неспроста расширяют чемпионат мира до 48 команд. Как только Китай и Индия отберутся на этот турнир, доходы ФИФА взлетят до небес».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28035 от 30 июля 2019

Заголовок в газете: Сначала деньги, титулы потом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру