Эксперты спрогнозировали подорожание товаров из-за коронавируса

Эпидемия в Китае влияет на торговлю в России

Угроза распространения китайского коронавируса, как щупальца спрута, дотянулась уже до товаров и продуктов из Китая. Учитывая, что товарооборот между Москвой и Пекином огромный и растет год от года — по итогам 2019-го он составил $110 млрд, — ущерб отечественному потребительскому рынку может быть нанесен солидный. Похоже, что одним из симптомов заболевания является не только повышенная температура заразившегося, но и повышение цен на товары, произведенные в Поднебесной.

Эпидемия в Китае влияет на торговлю в России

Китайские товары, от мягких игрушек до стиральных машин и телевизоров, являются важной деталью российского потребительского ландшафта. Россияне приобретают их в магазинах и получают в посылках из Поднебесной. А еще из Китая активно текут в нашу страну продовольственные потоки — особенно на фоне западного продуктового эмбарго. Сегодня над этим рынком нависла угроза, которую несет эпидемия коронавируса.

Вот последняя из новостей: популярная российская торговая сеть «на фоне угрозы распространения коронавируса и усложнения логистики» (как сказано в ее пресс-релизе) приостановила поставки продуктов из Китая. «Китайские помидоры, перец, мандарины, виноград и помело по итогам 2019 года составили около 3% оборота нашей компании. С начала года компания начала импортировать эти товары из других стран — Марокко, Израиля, Турции, а также увеличила закупки российских овощей, полностью заместив китайский импорт», — сообщил ретейлер.

Что это, как не предостережение от прямой угрозы китайского вируса? С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к экспертам.

«Опасности заражения коронавирусом от продукции, поставляемой из Китая, нет никакой, — считает директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Волосенко. — Через контакты с предметами это невозможно, только напрямую с человеком. Вирус живет не более 3 часов, а из Поднебесной товары добираются к нам несколько дней. Посылки из Китая не запрещены, хотя этот вопрос в правительстве обсуждался отдельно».

Собеседник «МК» утверждает: наши компании уже привыкли к тому, что Роспотребнадзор периодически запрещает или ограничивает ввоз в Россию товаров из разных стран, в том числе из Китая. Их объем, по его словам, сравнительно небольшой — не более 10% от общего экспорта. При сегодняшнем уровне связи с партнерами из разных стран такой объем заменить несложно, утверждает Волосенко.

По его словам, никаких специальных инструкций с запретами из Роспотребнадзора торговым сетям не поступало. Кроме тех рекомендаций, которые это ведомство распространило на всех российских граждан: мыть руки перед едой, мыть продукты и при необходимости подвергать их термообработке. Ну и носить марлевую маску.

Роспотребнадзор предупреждает: китайские товары не заразные.

Впрочем, ретейлеры — сторона заинтересованная. А что думают по поводу «китайской угрозы» защитники прав потребителей? С этим вопросом мы обратились к Петру Шелищу — председателю Союза потребителей России.

Он признается, что в данном случае целиком и полностью доверяет действиям Роспотребнадзора, который не на пустом месте утверждает, что инфекция передается только воздушно-капельным путем, но никак не через товары или предметы. «Тот факт, что США запретили к ввозу продукцию из Китая, скорее всего, говорит о продолжающихся торговых войнах, а не о заботе о безопасности своих граждан. Ведь Всемирная организация здравоохранения также считает, что товары из Китая не представляют опасности», — уточняет Шелищ.

Гораздо менее оптимистично настроена Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ «Альпари»: «Российские потребители активно покупали практически все подряд товары с лейблом «сделано в Китае» — продукты текстильной промышленности, мелкорозничную продукцию в виде гаджетов, бытовых приспособлений, автомобильных запчастей, словом, все то, что Россия не производит или производит, но ненадлежащего уровня качества. Сегодня появились новости о том, что российское правительство предлагает остановить получение посылок из Китая. Если этот поток из Поднебесной приостановится, то российский потребитель останется практически без альтернативы».

Конечно, уточняет эксперт, тот же китайский текстиль можно заменить турецкой продукцией, но цены на нее будут в 2–3 раза выше, чем на аналогичную продукцию из Китая, поэтому наш массовый покупатель останется в проигрыше. Очевидно, что в случае введения каких-либо запретов и ограничений на китайскую продукцию розничные цены неизбежно вырастут. «Причем они могут расти с опережением, поскольку розничный рынок достаточно чувствителен как к малопонятным инициативам властей, так и к осязаемым национальным рискам, таким, как распространение эпидемии. Скажем, текстильная продукция массового потребления — футболки, базовый текстиль, спецодежда — может подорожать на 5 процентов и выше», — утверждает Бодрова. И добавляет: потом, когда коронавирус отступит, обратно цены уже вряд ли вернутся: они на нашем потребительском рынке вообще редко когда откатываются назад.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28186 от 4 февраля 2020

Заголовок в газете: Потребительский рынок закашлял

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру