Кого разорит новый список товаров первой необходимости для россиян

Спокойствие сохраняют только продавцы гробов и морозилок

Российский Кабмин изменил список непродовольственных товаров первой необходимости, которые должны продаваться в условиях жесткого карантина по коронавирусу. Первоначальная версия списка от 27 марта вызвала и у тех, и у других невольный вздох облегчения. В продаже должны были остаться товары для детей, для сада и огорода, стройматериалы и бытовая техника. Но спустя два дня список съежился до состояния «что можно положить в вещмешок на случай атомной войны». Как в новых, изменчивых и непредсказуемых реалиях будет выживать исключенный из перечня жизненно важных товаров бизнес, выяснил «МК».

Спокойствие сохраняют только продавцы гробов и морозилок

Первое и основное, что возмутило и искренне напугало людей с проблемами здоровья – из списка исключены очки и линзы. Близоруких людей в стране огромное количество. И автор этого текста – один из них. Когда у тебя зрение -8, а запас контактных линз закончился, даже разрешенный нынче поход в ближайший продмаг превращается в игру «попробуй угадай, на какой полке лежит хлеб». Владельцы салонов оптики назвали ситуацию крайне сложной - им придется закрыть все торговые точки. Проверить зрение и подобрать очки в ближайшее время, пока действует карантин, тоже не получится. Единственный вариант получить «костыли для глаз» и не потерять визуальную связь с внешним миром – идти в онлайн-оптики.

- С точки зрения покупателей нам может быть здесь немного легче, потому что мы начинали именно как онлайн оптика, и потому уже начали добавлять оффлайн, - говорит владелец сети салонов оптики Махмуд Тамимдаров, - .Многие клиенты приходят к нам через соцсети или сайт. Данные покупателей, которые у нас ранее уже приобретали очки, есть в базе, поэтому они могут спокойно делать заказы онлайн.

Главная проблема онлайн-оптик - в доставке. Привлекать ли сторонние курьерские службы или нанимать в штат экспедиторов? Смогут ли они беспрепятственно передвигаться по городу и доставлять заказы? Ситуация меняется каждый день, бизнес разводит руками. С подбором новых очков тем, кто только получил на руки рецепт, эксперты тоже советуют повременить.

- Очки – это такой аксессуар, который очень трудно подобрать без примерки. Раньше у на был сервис примерки. Привозили несколько пар человеку на дом, оставляли на несколько дней, чтобы он мог выбрать нужную пару. Потом мы от этого сервиса отказались. Сейчас думаем вернуть его. Конечно, придется подумать над мерами дезинфекции и стерильности, - подчеркнул Тамимдаров.

В самом выигрышном положении сегодня оказались те, кто носит контактные линзы. Они, к счастью, пока беспрепятственно продаются на сайтах онлайн-оптик.

Еще несколько пунктов убили надежды тех, кто на самоизоляции мечтал доделать ремонт в квартире. Из обновленного перечня исчезли строительные и отделочные материалы, инструменты, а также сантехнические изделия. Как рассказала директор по маркетингу крупнейшего строймаркета на юге столицы Елена Левинина, все продавцы импортной продукции были вынуждены закрыться:

- Логистические цепочки с Европой полностью разрушены, а остатков товара на внутренних российских складах очень мало. Большинство наших арендаторов вынуждены закрыться. Я не понимаю, как они смогут восстановиться. Карантин может продлиться неделю, две. Если дольше – наступит катастрофическая ситуация для бизнеса.

Товары для сада и огорода также не упомянуты в новой версии перечня. В шоке не только дачники – из-за теплой зимы уже впору грядки копать. В панике и владельцы питомников в настоящей панике. Живьем продавать саженцы и рассаду они не могут. А ведь именно в марте-апреле выводится на продажу рассада перцев, томатов, клубники и прочих огородных культур. Не успели распродать – вся партия на выброс.

- Мы наладили маркетплейс товаров для сада и огорода буквально в прошлую субботу, - говорит Елена Левинина,- Пока даже не можем дать какую-то аналитику, непонятно, насколько такой формат будет пользоваться спросом. Но в онлайне можно приобрести все – и инвентарь, и рассаду. Внутренние логистические цепочки пока сохраняются.

На грани выживания могут оказаться и Интернет-провайдеры. Компании уже вторую неделю фиксируют устойчивый рост заявок на новые подключения. Собственно, на них сейчас вся надежда: люди ушли работать на удаленку, им нужна стабильная связь и жизнь в режиме онлайн. Но уже в ближайшее время предприятия связи могут столкнуться с дефицитом оборудования и расходных материалов. Ведь из списка товаров первой необходимости убрали электрооборудование и кабельную продукцию.

- Что касается оборудования связи, роутерами мы закупились, как чувствовали, а вот партию кабеля забрать уже не успели, склады закрылись, - рассказал руководитель спецпроектов московского Интернет-провайдера Дмитрий Архипов, - Сейчас мы находимся в режиме жесткой экономии расходных материалов. Пока работаем на текущих запасах. Но их хватит на две-три недели максимум. Потом просто не сможем подключать новых абонентов. 

А вот рынок электроники и бытовой техники, которая тоже исключена из списка, пожалуй, пока в относительной безопасности. Ритейлеры и дистрибьюторы чайников и ноутбуков отмечают значительный рост продаж в онлайн-сегменте.

- Мы видим, как растет спрос в онлайне, - отметил глава отдела прямых продаж производителя японской бытовой техники и электроники Антон Смирнов, - Мы активно работаем над развитием прямого канала продаж, своего Интернет-магазина.  С кем-то уже работаем активно и видим удвоение продаж. С кем-то пока в стадии интеграции. В общем, руки у нас не опускаются. Конечно, есть небольшие проблемы с товаром. Какие-то заводы закрыты и откроются в начале или середине апреля. 

На волне паники из-за скачков курса доллара и евро люди стали активно закупаться впрок гаджетами и техникой для кухни. Как рассказал Антон Смирнов, главный хит – морозильные камеры. Продавцы даже шутят: «Морозилка – это новый телевизор». Опыт прошлых финансовых кризисов показывал, что потребители затаривались телевизорами. С сегодняшним трендом на морозильники все понятно – люди стремятся купить то, в чем можно хранить долгосрочный запас продуктов.  

А вот работники похоронной отрасли и вовсе сохраняют олимпийское спокойствие, несмотря на то, что похоронные принадлежности тоже из списка были исключены. Ритуальщики отметили очень любопытный нюанс: фактически в стране сегодня действуют оба списка, и мягкий, и жесткий. Причем оба – под одним и тем же номером, 762-Р, от одной и той же даты, 27 марта.

- Мы не видим никаких оснований не исполнять требования первого списка, - говорит председатель комитета Профсоюза работников ритуальных служб Антон Авдеев, - Оба документа существуют параллельно. Первый никто не отменял и не изменял, не было процедуры внесения поправок. Причем во втором есть слово «рекомендуемый», тогда как первый список, в котором ритуальные принадлежности есть, является императивным. Мы не видим никаких оснований не выполнять требования императивного списка. Правительство не может отменить похороны, эта процедура вне рынка и индустрии. Поэтому ритуальные организации не видят никаких оснований уходить с рынка или менять формат работы.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28230 от 31 марта 2020

Заголовок в газете: Урезали до гробовой доски

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру