"Северному потоку-2" предрекли главные проблемы после пуска

Какие корабли и в какие сроки проложат трубу по дну Балтийского моря

Страсти вокруг еще недостроенного российского экспортного трубопровода «Северный поток-2» (СП-2) разгораются не на шутку. «Газпром» продолжает наращивать в Балтийском море флотилию кораблей, которые должны протянуть оставшийся отрезок маршрута, однако ни один из них так и не добрался до конкретной точки проведения работ. Тем временем Польша продолжает массированную бомбардировку политически неугодного проекта информационными и юридическими снарядами. В октябре Варшава предъявила «Газпрому» и его партнерам штраф на астрономическую сумму за якобы попранные польские интересы. Вашингтон грозит союзникам СП-2 ужесточением санкций сразу же после выборов президента США. «МК» вместе с ведущими профильными экспертами попытался найти ответы на основные вопросы, касающиеся судьбы российского газопровода.

Какие корабли и в какие сроки проложат трубу по дну Балтийского моря
Фото: Газпром

Ведется ли прокладка СП-2 в настоящее время?

В начале октября трубоукладчик «Академик Черский», который должен выполнить основные работы по достройке СП-2, покинул немецкий порт Мукран, где находится логистическая база газопровода, и остановился неподалеку от Калининграда, в 30 километрах от Куршского залива. Эксперты затрудняются объяснить, какой результат преследует маневр российского судна. Пройдя почти полуторагодичный путь от Сахалина до Мукрана, «Черский» так и не смог оперативно приступить к укладке оставшейся части газотранспортного маршрута. Судно нуждалось в серьезной модернизации и дооборудовании необходимыми технологическими элементами. Помимо замены электроники, от которой зависит навигационное и управляющее оборудование, ротации подверглись основные узлы и механизмы каждого из трех имеющихся на судне кранов: на них установили новые лебедки и якоря, в машинном отделении повысили уровень шумоизоляции, а также смонтировали дополнительные генераторы энергии. Модернизации подверглись даже каюты, где будет размещаться экипаж.

По одной из версий, вояж на Куршскую косу был необходим для прохождения тест-драйва в подконтрольном России спокойном морском регионе. По словам редактора польского издания BiznesAlert Мариуша Маршалковски, сейчас на «Академике» проверяют электронные системы восьми якорей, установленных для позиционирования корабля во время эксплуатации, в частности во время перемещения и затяжки якорных цепей. После ходовых испытаний для завершения работ на борту корабль должен вернуться в Мукран.

Когда будет достроен СП-2?

Несмотря на усложняющиеся климатические условия, создатели трубопровода предполагают продолжить работы даже в осенне-зимний период. В Мукран отправлен еще один корабль, который планируется задействовать при выполнении прокладочных работ на Балтике. Это ледокол «Владислав Стрижов», который, как и судно снабжения «Иван Сидоренко», буксир-якорезаводчик Artemis Offshore и судно специального назначения Berghaus, находящееся под флагом Германии и специализирующееся на транспортировке гравия и каменной засыпки морских объектов, также постоянно барражирует вблизи строительного объекта. Поддержку проекту готово оказать еще одно судно снабжения из флота «Газпрома» — «Остап Шеремет», которое также находится вблизи проведения укладки оставшегося участка трубы. Правда, как говорят находящиеся в Мукране российские моряки, побеседовать с коллегами, занятыми в проекте, в частности в модернизации «Черского», практически невозможно, поскольку весь персонал живет на двух находящихся под постоянной охраной в Балтийском море баржах.

«Очевидно, что на первом плане для «Газпрома» в настоящее время стоит максимально оперативное завершение физической укладки магистрали», — отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Монополия направляет в Мукран одно судно за другим: недавно там бросили якоря три корабля снабжения: «Финвал», «Умка» и «Эрри», способные доставить в район строительства 17 тонн труб, хранящихся в немецком порту.

На фоне всех существующих препятствий строительство оставшегося участка газопровода отнимет минимум два-три месяца, поэтому можно предположить, что подключения морского плеча трубы к сухопутной инфраструктуре на побережье Германии стоит ожидать не ранее Нового года. Однако реализацию такого сценария можно считать достаточно удачным финалом: противников у СП-2 не меньше, чем союзников. Даже в случае начала работ в ближайшее время, по оценке эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, дотянуть до немецких причалов газовую трубу получится ближе к марту будущего года, а обеспечить масштабные экспортные поставки — не ранее II квартала 2021-го.

Что может помешать завершению строительства СП-2?

В настоящее время продолжают действовать санкции Белого дома против подрядчиков СП-2. Скорее всего, после выборов президента США они могут быть ужесточены — в сенате уже давно лежит законопроект о расширении ограничений в отношении газопровода, который предусматривает введение ограничительных мер против судов, участвующих в прокладке трубы, а также компаний и конкретных менеджеров, обеспечивающих техническое обслуживание, установку, модернизацию и страховку оборудования. Угроза этих санкций стала причиной отказа швейцарских судовладельцев достраивать последний участок СП-2, после чего «Черского» и другие отечественные суда пришлось в спешке перебрасывать в Балтийское море. «Если кресло в Овальном кабинете достанется Джо Байдену, который крайне отрицательно относится к поставкам российского «голубого топлива» в Европу, предпочитая наполнить рынок стран Старого Света американскими углеводородами, то новые санкции против газопровода будут утверждены в самое ближайшее время», — предупреждает Пикин.

Тем не менее Россию не перестает преследовать другой убежденный оппонент СП-2, который хотя и связан с топливным маршрутом лишь косвенно, но обладает возможностью влиять на жизнедеятельность проекта. Речь идет о Варшаве, которая критикует рост поставок российского газа в ЕС и предлагает свои инфраструктурные услуги по доставке американского сырья в Европу. В октябре польский антимонопольный регулятор возмутился тем, что соглашение о строительстве СП-2 было заключено без его согласия, и наложил на «Газпром» максимальный штраф за подобный проступок — $7,6 млрд. Более того, еще $100 млн ведомство собирается взыскать с европейских компаний, финансирующих строительство газопровода: от них требуют в течение 30 дней разорвать заемные договоры. Впрочем, варшавские аудиторы явно запоздали — 95% финансовых средств, привлеченных на реализацию СП-2, уже давно освоены. С технической стороны СП-2 также не должен испытывать недостатка, поскольку «Газпром» подогнал в Мукран целую эскадру судов, для которых не составит труда проложить оставшиеся 100 км трубопровода.

Российская монополия уже пообещала оспорить вердикт польского регулятора. Хотя «Газпром» обладает отрицательным опытом противостояния с Варшавой в европейских судебных инстанциях, есть основания полагать, что в этот раз, разбирая очередной конфликт, Фемида встанет на сторону российской монополии. Схема финансирования СП-2 не требует разрешения антимонопольных органов всех участников ЕС, в том числе Варшавы. «Польское антимонопольное ведомство вышло за рамки своей компетенции и демонстрирует наглядный пример злоупотребления своими правами, — считает зам. директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Обосновать свои претензии в суде Варшаве будет крайне затруднительно, тем более что полякам придется оспаривать штрафные санкции в отношении ведущих европейских энергетических холдингов, которые заинтересованы в завершении СП-2».

В чем заключается официальная позиция сторонников и противников СП-2?

Как полагают эксперты, Вашингтон взял паузу в своем наступлении на СП-2. «До 3 ноября, на которое намечены выборы американского президента, в США всех будут волновать исключительно внутренние перемены», — убеждена старший научный сотрудник вашингтонского Американского совета по внешней политике Уэйн Мерри.

Судя по всему, ближайший мощный удар по российскому газопроводу нанесут только в следующем году, когда страсти вокруг Овального кабинета успокоятся. До этого времени американская элита, в первую очередь сенаторы и конгрессмены ограничатся отдельными точечными выпадами против СП-2. Они продолжат призывать европейских, главным образом немецких бизнесменов отказаться от субсидирования проекта.

Берлин без удовольствия выслушивает советы Вашингтона. По словам Дональда Трампа, на одном из раундов переговоров по СП-2 в ответ на его критику трубопровода Ангела Меркель ответила «лишь улыбкой». Большинство официальных заявлений Германии звучат в пользу газотранспортного маршрута. Канцлер ФРГ неоднократно требовала от США прекратить вмешиваться во внутренние дела стран Евросоюза. Очередные штрафы польского антимонопольного ведомства также вызвали жесткую критику других европейских столиц.

Кроме того, по неофициальным данным, Берлин якобы предлагал Вашингтону предоставить средства на строительство в Германии двух терминалов по приему американского сжиженного газа, если Белый дом откажется от санкций против СП-2. «Время от времени Европа будет вставлять шпильки в отношении российской трубы. Возможно, снова последуют обвинения со стороны экологов или общественных организаций. Тем не менее европейские и особенно немецкие компании слишком много поставили на российский проект, поэтому не согласятся выходить из игры», — утверждает Сергей Пикин.

Как будет функционировать СП-2 после ввода в эксплуатацию?

Если в настоящее время основной головной болью «Газпрома» является вопрос, как дотянуть оставшиеся сто километров трубы до немецкого побережья, то в будущем он рискует столкнуться с не менее острой проблемой. «Новые санкции, которыми грозит Вашингтон, могут коснуться европейских компаний, которые займутся обслуживанием и эксплуатацией трубопровода, в том числе его сухопутной части», — предупреждает Игорь Юшков. Формально Вашингтон не имеет права мешать работе этих организаций на территории Германии, о чем американцев неоднократно предупреждал Берлин. Вместе с тем могут пострадать зарубежные активы задействованных в проекте фирм.

В связи с этим обеспечение стабильной работы европейских партнеров станет следующим этапом укрепления СП-2 на европейском рынке. Такая задача может оказаться гораздо более трудоемкой, нежели формирование нового флота. По мнению экспертов, фирмы, обслуживающие газопровод, потребуют самой пристальной юридической защиты. Не исключено, что в ближайшее время они сменят нескольких владельцев и максимально усложнят американским службам поиск конечного бенефицианта, на которого Вашингтон смог бы оказать гораздо более жесткое влияние.

Между тем, как полагает Сергей Пикин, в настоящее время на первом плане все-таки стоит проблема завершения морской ветки СП-2. Несмотря на то что «Газпром» подготовился к работам в зимнее время, неблагоприятные погодные обстоятельства могут оказать самую неблагоприятную услугу и сорвать сроки сдачи объекта в эксплуатацию. Тем более что в процессе строительства будет использоваться технология якорного позиционирования, ранее редко применявшаяся в отечественном газовом хозяйстве.

Впрочем, как сообщает Bloomberg, Россия получила небольшую передышку: в этом сезоне Германия не нуждается в дополнительных объемах «голубого топлива», поэтому «Газпром» может не торопиться с достройкой СП-2. По оценке главы Глобального энергетического центра Atlantic Council Ричарда Морнингстара, существующие трубопроводы и импорт СПГ позволят обеспечить немцам достаточное количество газа в ближайшие месяцы.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28389 от 14 октября 2020

Заголовок в газете: Газопровод замедленного действия