Инфляция в России нацелилась на сакральную планку

Бедные станут еще беднее

Витрина российской экономики — макроэкономическая стабильность. Теперь она не то чтобы вдребезги разбита, но точно пошла трещинами. Во-первых, налицо экономический кризис как на макро-, так и особенно на микроуровне. Накопленные резервы позволяют с кризисом бороться, но правительство относится к ним, беря пример с Плюшкина. Во-вторых, рубль падает. Впрочем, и к тому, и к другому мы уже успели привыкнуть. Но вот новая напасть: цены поднимают голову, вот-вот они снова поведут себя как дикие, а не цирковые хищники.

Бедные станут еще беднее

Счетная палата предупреждает: рост цен начинает набирать ход. Инфляция до конца 2020 года выйдет за пределы знаменитого таргета ЦБ и превысит сакральные 4%. Все в рамках курса арифметики для начальной школы: за девять месяцев 2020 года цены уже выросли на 3,67% вместо 3%, значившихся в прогнозе. Отсюда следует: чтобы не выйти за установленные рамки, они должны увеличиваться на 0,15–0,2% в месяц. Счетная палата резонно исходит из того, что цены этот рубеж уверенно перешагнут. Позицию финансовых контролеров разделяют независимые аналитики. Например, в Росбанке и в Райффайзенбанке уверены, что нижняя граница таргета ЦБ, а там исходят из рамок от 3,9 до 4,2% в качестве годовой «цели по инфляции», уже пройдена.

Казалось бы, все это больше похоже на ловлю блох. Ну какая разница, вырастут цены за год на 3,8 или на 4,3%?! Тем более что это статистика Росстата, которую чеки из магазина — того, что в шаговой доступности, как правило, не подтверждают. Но, во-первых, налицо важный компонент дальнейшего разрушения макроэкономической стабильности. Во-вторых, раз денежная политика ЦБ не попадает в выбранную «цель», значит, сама денежная политика будет меняться. Как именно — никакого секрета не составляет. В конце концов упомянутые аналитики Росбанка и Райффайзенбанка предприняли расчеты роста цен не из чистого человеколюбия, а для того, чтобы отчетливее представить себе дальнейшее поведение ЦБ на денежном рынке. Вывод, аккуратно сформулированный, например, в Росбанке, звучит так: «Пространство для снижения ключевой ставки на следующем заседании (18 декабря. — Ред.) остается ограниченным». Другими словами, кредиты не подешевеют, из чего следует, что на поддержку ЦБ экономике рассчитывать не придется, что, понятно, на руку кризису.

Есть и третья сторона, которая обязательно затронет всех россиян, правда, по-разному. Возвращающийся рост цен принято называть «налогом», в том смысле, что он опустошает кошелек, ничего не давая взамен, — он распространяется на всех, но особенно разорителен для тех, кто беднее. Бедных же становится все больше — об этом «позаботился» кризис. Теперь ему в этом будет активно помогать рост цен.

А чем ответит власть? Переложит все на ЦБ? Скорее всего. Хотя на этот раз советом президента, который применительно к падающему рублю, как известно, рекомендовал согражданам не обращать внимания на валютный курс, — уже точно не отделаться. Мы, бесспорно, живем в рублевом пространстве, но среди факторов, подгоняющих цены, есть и слабеющий рубль. Его влияние распространяется прежде всего на импорт. Но рост цен не менее заразен, чем коронавирус, так что эстафету от импорта точно есть кому принять.

Ну а как же социальная сторона? Мы уже сравнивали инфляцию с налогом. Так вот, идею повышения подоходного налога на богатых, которую выдвинули в Высшей школе экономики (а именно введение ступеней в 20 и 24% для годовых доходов, превышающих, соответственно 12 и 24 млн рублей в год, т.е. свыше 1 и 2 млн рублей в месяц), не поддержали ни в Минфине, ни в Совете Федерации. Такая мера, по словам замглавы Бюджетного комитета верхней палаты российского парламента Елены Перминовой, усложнит борьбу с кризисом, так как «станет усилением давления на бизнес и граждан». Комментарии, пожалуй, не нужны.

А вот рекомендации Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, работающего главным образом на правительство, упомянуть стоит. Они сводятся к тому, что в сложившихся условиях властям не следует препятствовать массовым увольнениям. В целях, лучше не скажешь, «повышения производительности труда».

Таково «человеческое лицо» борьбы исполнительной и законодательной власти Российской Федерации с кризисом. Отталкивающее, честно говоря, «лицо».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28417 от 17 ноября 2020

Заголовок в газете: Бедные станут еще беднее

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру