Названы последствия «выборочного дефолта» для России

Рейтинги РФ в иностранной валюте снижены до критической отметки

История громких дефолтов, когда-либо постигавших то или иное государство, может пополниться абсолютно новой, парадоксальной страницей. Прецедентов, подобных тому, что сейчас происходит с обязательствами России по внешнему долгу, не было никогда. Агентство S&P понизило долгосрочный и краткосрочный рейтинги РФ в иностранной валюте до отметки SD – «выборочный дефолт». Решение принято на том основании, что Москва «предложила держателям облигаций выплаты в рублях, а не в долларах».     

Рейтинги РФ в иностранной валюте снижены до критической отметки

Учитывая жесткость западных санкций, инвесторы вряд ли смогут конвертировать рубли в «доллары, эквивалентные первоначально причитающимся суммам», полагает S&P. Это будет равносильно выборочному дефолту. Он объявляется, когда государство, или компания не выполнило условий по конкретному обязательству, но не по всему своему долгу. 

Минфин РФ впервые не смог расплатиться по своим облигациям в валюте 4 апреля. Ведомство перечислило средства для выплаты купонного дохода и погашения евробондов в Национальный расчетный депозитарий (НРД) в размере $649,2 млн в рублях. Теперь России как эмитенту облигаций дан срок до 5 мая, чтобы попытаться рассчитаться по долгам. Деньги на это физически есть, но чисто технически задача невыполнима: Минфин США не разрешил банку-корреспонденту JP Morgan обработать купонные выплаты российского правительства держателям суверенных облигаций страны.

Объективных причин для снижения агентством S&P рейтинга РФ в иностранной валюте до «выборочного дефолта» нет, поскольку страна обладает необходимым потенциалом для выполнения всех своих обязательств. Это может быть только технический, рукотворный дефолт, заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. А по словам главы Минфина Антона Силуанова, Россия готова обращаться в суды, если западные партнеры «предпримут попытку объявить ей дефолт». Что касается конвертации рублей в иностранную валюту, то нерезиденты смогут ее произвести лишь после того, как валютные счета РФ будут разморожены.

Ситуация беспрецедентна: у российского правительства хватает денег для выплат по внешнему долгу, но они находятся на замороженных счетах. Скажем, в 1998 году в нашей стране реализовался классический сценарий дефолта по внутренним обязательствам: совокупный госдолг составлял около 200% ВВП (ныне – 17%), федеральная казна была пуста. На взгляд кандидата экономических наук Михаила Беляева, сегодня наше положение юридически безупречно. Дефолт, который Запад может объявить России, эксперт назвал «неловленным» – по аналогии с терминами игроков в преферанс. Безусловно, его гипотетические последствия крайне неприятны, но не критичны: рейтинговые агентства будут давать низкие оценки устойчивости отечественных ценных бумаг, что снизит их конкурентоспособность и ограничит возможности государства по привлечению зарубежных кредитов.

«Выборочный дефолт – очень странная формулировка, – говорит сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. – Фактически это дефолт, который допущен не самим заемщиком, а спровоцирован кредитором. В целом США и пытаются довести ситуацию до этой стадии, активировать суверенный дефолт, то есть полноценное банкротство страны, ведущее к упадку всех отраслей экономики».

По словам эксперта, дефолт ударит не столько по международным рейтингам России (они уже обрушены), сколько по отечественному бизнесу, по корпорациям, которые тоже занимали деньги в валюте. Пострадают их активы за рубежом и отношения с иностранными партнерами. Причем речь идет не только о компаниях с госучастием (которые теоретически могли стать мишенями Минфина США), но и о тех, кто с государством вообще никак не связан. Что касается последствий для граждан, то в краткосрочной перспективе дефолт никак не повлияет на их повседневную жизнь.

«Механизм оплаты в рублях уже предложен, и проблем с конвертацией в доллары у кредиторов возникнуть не должно, – резюмирует Переславский. – Формально – да, это нарушение договоренностей. Фактически же это способ, позволяющий кредиторам избежать потерь, поскольку при реструктуризации долга они потеряют больше, чем при конвертации. У России достаточно средств, чтобы выкупить несколько полных объемов внешнего долга. Другой вопрос, что деньги заблокированы, а Минфин РФ сейчас просто пошел на принцип, отказавшись платить из свежих валютных поступлений». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28763 от 13 апреля 2022

Заголовок в газете: Дефолт на выбор

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру