«По уши увязли в импорте»: российские предприниматели описали спасение бизнеса

Как выжить в условиях санкций

Ничто так сильно не бьет по экономике, как разрыв отношений с партнерами, которые выстраивались годами и десятилетиями. Особенно если эти партнеры иностранные, а их продукция необходима получателям буквально каждый день. Многие западные компании отказались от выполнения своих обязательств или «временно проистановили» их. Как в этих условиях живут-могут российские производители? «МК» провел экспресс-опрос на эту тему среди бизнесменов.

Как выжить в условиях санкций

Легкая промышленность только на первый взгляд кажется легкой. На самом деле она находится в сильной зависимости от импортных поставок. Так, сырье для одежды класса массмаркет – полностью импортное а трикотажные полотна привозные на 80%. Здесь стоит учесть, что само трикотажное производство в России тоже принадлежат иностранным компаниям. 

В общем, наша одежда «по уши» увязла в импортных поставках.

Хотя, по мнению генерального директора казанского швейного производства Михаила Кузнецова, в России есть все возможности импортозаместиться по тканям. Например, спортивный трикотаж сегодня выпускается из продуктов нефтепереработки - полиэфиров и полиамидов. В чем тогда проблема - ведь нефти у нас, как известно, море? Как говорится, нужно только поставить такую задачу.

Предприятие в Казани выпускает трикотажные изделия: футболки, толстовки, а также третий слой ветровок и курток. Сырье получает из Турции и Узбекистана. Собственно, проблемы с поставками в истории этого производства уже не первые. В 2015 году, после известных событий со сбитым самолетом, российская сторона заявила, что «Турция теперь помидорами не отделается» и  Анкара ушла с российского рынка. Однако та ситуация даже сработала на снижение цен, потому что турецкие дистрибьютеры стали оперативно и со скидками «сливать» свои запасы.       

Понятно, что сегодняшняя ситуация, как говорится, совсем другая история. Нет, на сбои или задержки в поставках здесь не жалуются, их практически нет. На складах предприятия еще есть запас сырья и на производственном цикле санкции пока не сказываются. Схема поставок трикотажного полотна тоже не изменилась, турецкие производители давно имеют в России развитую  дистрибьюторскую сеть и полные склады. Есть возможность приобретать, как малые партии товара, так и большие. 

Сегодня, считает Михаил Кузнецов, самая большая сложность - это взаиморасчеты с партнерами. Она обусловлена ростом курса доллара, скачком «бакса» в начале марта почти в два раза. Сырье в легкой промышленности закупается только в долларах. 

Российского сырья на рынке около 10% от объема потребления отраслью. Таким образом, в валютном эквиваленте, цена осталась как бы неизменной. Но фактически значительно выросла. К тому же, оно приобретается не по курсу ЦБ. Дистрибьютор выставляет свой внутренний курс, который, как правило, выше на 10-15% официального. 

В России есть родственные предприятия, которые тоже «сидят» на импортных поставках. Правда, из Китая. Вот там возникают перебои с доставкой. Все решается в «рабочем порядке»: заказчик доплачивает за ускоренное получение сырья – и товар приходит по месту назначения. Разумеется, доплата прямо пропорциональна росту цены конечного изделия для потребителя.      

Что касается ритмичности работы производства в Казани, то тут, по словам нашего собеседника, главная проблема — наметившийся сегодня пониженный спрос. Вначале это был некий посттравматический шок, который полностью остановил заявки. Компании не принимали решения по  покупке корпоративной одежды. Сейчас спрос начинает восстанавливаться, но именно начинает, подчеркивает Кузнецов, только пробиваются первые ростки. Корпоративная одежда не относится к сегменту товаров первой необходимости, поэтому при возможности всегда можно сократить данную статью затрат. 

С брендами, которые отшиваются на наших производствах, ситуация следующая: во-первых, не многие из них рискуют сейчас произвести и положить на полку одежду, которая будет стоить в два раза дороже, чем 2 месяца назад. А во-вторых, бренды не хотят упустить возможность прибрать к себе клиентов европейских компаний, которые приостановили работу.

Словом, ввиду того, что в легпроме основные поставщики сырья сосредоточены в Азии, проблем с его поставками значительно меньше, чем с его ценой и спросом. 

А вот у нефтеперерабатывающих заводов совсем иные проблемы. Об этом нам поведал главный инженер НПЗ Самарской области, пожелавший сохранить анонимность. По его словам, ужасно складываются дела с поставкой оборудования, в частности с поставками электродвигателей. То есть в принципе проблемы с электродвигателями в стране нет, наша промышленность выпускает их множество, плюс  примерно такая же продукция есть и в Китае. Но это обычные двигатели, а речь идет о специальных: взрывоопасных, влагозащищённых, работающих в агрессивных средах. Короче, используемых в нефтяной, газовой, химической и металлургической промышленности. 

- Мало того, что каждый двигатель изготавливается под заказ и срок изготовления занимают от 3 месяцев до 3 лет, так они, как правило, изготавливаются штучно под конкретный завод или производственную линию. И производителей специальных электродвигателей в мире всего три:  WEG (Бразилия), ABB (Швеция) и Siemens AG (Германия.). 

«Как было еще два месяца назад? Никогда не следил за тем, чтобы заметить какой-то специальный движок. Стабильно 1-2 раза в месяц ко мне с подарками приходили представители всех трех компаний, напоминали, что пора менять такую-то марку. А я только смотрел какой у меня по проекту двигатель. Заключался договор на поставку, даже по цене не приходилось их «ломать», они сами шли на уступки. Все было замечательно. И так годами и даже десятилетиями, - рассказывает главный инженер.

- Сейчас новых заказов никто не принимает. Вообще. На мой вопрос «когда начнете?» ответ - «пока никогда». Немцы и шведы, даже если мы у них уже заказали и оплатили, ни товара не поставляют, ни деньги не возвращают. Говорят, что не могут технически сделать ни то,  ни другое.

Бразильцы в этом плане молодцы, хотя понятно, что сегодня и они  заметно увеличивают сроки и стоимость доставки. Но это уже «мелочи жизни», для меня сейчас главное, чтобы их вообще привезли. Вот бразильцы единственные, кто называет нам хоть какие-то сроки. 

Но проблема поставок заключается в следующем: авиадоставку или запрещено осуществлять или же груз из-за его габаритов и веса, должен следовать водным транспортом. Но из Бразилии морской маршрут полностью контролируется или США или ЕС, все грузы для России даже не грузятся в порту. Капитаны кораблей отказываются его принимать.  Ведь если в транзитной стране выясняется, что груз предназначен для России, его просто не разгружают и он возвращается в порт отправления. 

А перебой в работе нашего НПЗ может привести к необратимым, катастрофическим последствиям. Ситуация, конечно, тяжелая. Я надеюсь, что бразильские партнеры все же найдут обходные пути доставки. Это и в их коммерческих интересах. В таком случае они могут полностью занять российский рынок электротехники. И уже не пустить на него ни шведов, ни немцев.

Еще одна сфера, во многом зависимая от импорта — косметика. «Мы занимаемся производством косметики по контракту с двумя московскими лабораториями. Почти все сырье импортное, особенно если говорить о каких-то сложных активах типа пептидов, витаминов, экстрактов. Для косметики в России можно приобрести, наверное, только глицерин, подсолнечное масло и воду, но на этом далеко не уедешь», – рассказывает петербурженка Валерия Тарасова, сооснователь косметического бренда.

«Для нашей косметики мы в основном закупаем сырье из стран ЕС. Пока в наших лаборатория еще не сильно паникуют. Что-то получается доставать обходными путями, что-то еще есть на остатках, – продолжает Валерия. – Как будет это дальше развиваться - мы не знаем, но на себестоимость такая ситуация влияет уже сейчас. И дело не только в косметическом сырье. Производство наклеек и коробок на упаковки увеличилось вдвое. Банально не достать краску для наклеек. В итоге все, что связано с производством нашего продукта, работает с большими перебоями и сейчас нереально планировать что-то на перспективу».

«На данный момент наши партнеры ищут обходные пути или поставщиков в Китае, Южной Корее, - продолжает свой невеселый рассказ предпринимательница, - Опять же, большой вопрос к качеству сырья китайских коллег. Оно может быть как на удивление хорошим, так и ужасным. Уйдет много времени, чтобы найти классных партнеров, в качестве сырья которых не будет сомнений. Но надеяться на удешевление себестоимости не стоит, поскольку с Китаем и Кореей все расчеты также в валюте, а с валютной конвертацией сейчас тоже большие проблемы».        

Своеобразное обобщение ситуации сделал Руслан Нигматулин, гендиректор группы компаний и депутат горсовета Набережных Челнов. Он не стал говорить о своем личном бизнесе, а выступил как бы от лица всех предпринимателей.

- Что касается ситуации в малом и среднем бизнесе, то в течение двух последних месяцев мы пока не наблюдаем глобальных сбоев импортных поставок. Существует проблема с ценообразованием. Те, у кого еще есть остатки товара, значительно завышают на него цены, и это доставляет массу проблем предпринимателям и, естественно, конечному потребителю.

Бизнес-сообщество сейчас находится в состоянии турбулентности в связи с плавающей ставкой по кредитам. То она повышается ЦБ до 20%, то снижается до 17%... Добавьте к этому нестабильность курса валют – в таких условиях неопределенности предпринимателям приходится принимать какие-то решения, не имея возможности прогнозировать ситуацию даже на ближайшую перспективу.

Мы надеемся, что положение стабилизируется через 2-3 месяца - сейчас курс доллара и евро снижается, и когда поступит следующая партия товаров по этому более низкому курсу, произойдет падение цен. Они, к счастью, не будут такими спекулятивными, как сегодня.

В более сложном положении - крупные предприятия, которым потребуется гораздо больше времени – около полугода, чтобы перестроиться на поставки тех же комплектующих из Китая, Индии или других стран.

В транспортных компаниях уже есть случаи, когда автомобили, которые собирались продать, разбирают на запчасти. Ремонт машин в таком случае обходится дешевле, чем покупка новых запчастей у дилеров или на рынке.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28766 от 18 апреля 2022

Заголовок в газете: «По уши увязли в импорте»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру