США предложили Европе задушить Россию нефтяными пошлинами

За поставки в ЕС хотят потребовать доплату

Устав ждать, когда европейские страны найдут компромисс относительно введения полного эмбарго на импорт российской нефти, США, предложили альтернативный вариант давления на нашу страну. По мнению Вашингтона, вместо моратория разумнее будет установить повышенные пошлины на углеводороды, поставляемые из России: дефицита энергоресурсов в Европе в таком случае не возникнет, а Москве придется смириться с сокращением экспортных доходов.

Эксперты считают, что предложенный американцами сценарий не окажется эффективным, поскольку игроки нефтяного рынка располагают достаточным количеством способов обойти такое препятствие.

За поставки в ЕС хотят потребовать доплату

Механизм введения пошлин, как полагают в Вашингтоне, предусматривает сохранение российской нефти на европейском рынке при ограничении доходов от экспорта, которые поступают в бюджет нашей страны. Кроме того, использование фискального инструмента позволит избежать роста цен в случае введения эмбарго на российские энергоресурсы. Разработанным планом США намерены поделиться с Евросоюзом на ближайшей встрече министров финансов G7.

По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, попытка ограничить доходы российского бюджета путем введения фискального шлагбаума рискует привести к обратному эффекту: подобные меры могут спровоцировать ускорение роста нефтяных котировок и вынудить импортеров срочно озаботиться поиском альтернативных источников энергоресурсов. Если идея введения заградительных пошлин в отношении российской нефти воплотится в жизнь, европейцам, которые так и не достигли единодушного мнения по поводу объявления эмбарго на отечественное сырье, придется решить серьезную задачу. А именно - подсчитать такой размер пошлины, который бы не стал заградительным для российских поставщиков, чтобы не лишать заинтересованные страны Евросоюза необходимых энергоресурсов.

«Если пошлины на поставки нефти из нашей страны окажутся одобрены ЕС, то они будут одинаковыми по размеру для всех участников Евросоюза. Иначе отдельные заинтересованные страны смогут установить размер пошлины исключительно «для галочки» и стать более привлекательным рынком сбыта для российских экспортеров. А затем смогут продавать излишки закупленного сырья своим же соседям по Евросоюзу, которые в вопросе ужесточения фискальной политики проявили большую принципиальность, — уверен главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Для исключения нарушений конкурентной справедливости Еврокомиссия предпочтет, чтобы ответственность лежала на всех странах в равной степени».

С одной стороны, при таком подходе доходы России от экспорта нефти действительно сократятся на размер введенной европейцами пошлины, что окажется крайне неприятным сюрпризом для бюджета нашей страны, примерно на 36% заполняемого нефтегазовыми поступлениями.

С другой стороны, для федеральной казны и нефтяной отрасли дополнительные фискальные сборы не станут смертельным ударом, поскольку с финансовой точки зрения подобные издержки можно классифицировать как упущенную прибыль, но не как убыток.

«Все альтернативные эмбарго предложения в отношении российского сырья по сути только называются санкциями, хотя реализация таких инициатив вряд ли что-то изменит в части объемов поставки, — рассуждает эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик. — Urals торгуется с большим дисконтом к Brent. Разница в цене составляет $30-40 за баррель. Введение пошлины же в 30-40% при стоимости «бочки» в $100 будет равна сегодняшнему дисконту».

В свою очередь, бюджет России, как известно, рассчитан из нефтяных котировок в $44-45 за «бочку», тогда как мировые цены в два с половиной раза превышают этот уровень. Поэтому даже необходимость уплачивать фискальные сборы не приведет к дефициту казны, а рост цен на нефть, напротив, позволит нашей стране сохранить доходы близкими к рекордным отметкам. «Пошлины на российскую нефть усилят шоковый эффект для международного рынка энергоносителей из-за необходимости быстрой переориентации на другие добывающие регионы. Баррель в этом случае может взлететь до $160-180, что повергнет мировую экономику в кризис», — отмечает Гойхман.

Еще одним препятствием, из-за которого Европа не сможет полной мере отрицательно повлиять на экспортную прибыль России за счет пошлин, может оказаться необходимость определения национальной принадлежности сырья. Подсчитать объемы сырья, транспортируемые по трубопроводам, несложно — для этого необходимо зафиксировать количество вывозимой из нашей страны нефти на приграничных контрольных пунктах. Углеводороды, экспортируемые посредством танкерного флота, усложняют такую задачу.

«В Европу Россия поставляет сорта Siberian Light, Sokol, ESPO, Vityaz и Sakhalin Blend. Их качество зависит от процента содержания серы, который можно определить путем элементарного химического анализа», — объясняет Кезик. Теоретически, лабораторным путем можно будет определить и «гражданство» нефти.

Но в распоряжении поставщиков и трейдеров есть инструмент, сводящий к нулю любые попытки достоверно выяснить страновую принадлежность сырья. Контрагенты смогут прибегнуть к технологической хитрости, заключающейся в смешении западносибирских марок нефти с сортами других мировых добытчиков. Использовать такую уловку собирается британско-нидерландская Shell, которая даже назвала место изготовления микса — город Вентспилс в Латвии, в связи с чем коктейль уже получил название «латвийская смесь». Впрочем, купажировать сырье можно будет и на нейтральной территории, например, на танкерах в открытом море. «Такая схема срабатывала при введении ограничений на поставки иранской нефти. Вслед за «латвийской» появится роттердамская или антверпенская смеси, — считает Кезик. — Предъявить претензии таким операциям, демонстрирующим в очередной раз пробелы европейского законодательства, окажется практически невозможно».

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру