Специалисты признали, что заменить все устаревшие лифты к 2025 году нереально

«Объем средств, собираемых на капремонт, катастрофически мал»

1 февраля в России в 75-й раз отмечают День лифтовика. Праздник праздником, но проблемы в этой сфере имеются, и очень серьезные. По словам депутата Госдумы Сергея Колунова, с которым связался «МК», до 15 февраля 2025 года в стране нужно заменить 124 тысячи устаревших лифтов из 540 тысяч работающих. Многие представители власти признают, что задача эта нереальная.

«Объем средств, собираемых на капремонт, катастрофически мал»

По словам Сергея Колунова, сегодня российские лифтовые заводы полностью отвечают современным требованиям и целиком закрывают потребность отечественного рынка.

- Многие наши заводы уже освоили и готовятся к массовому производству лифтов со скоростью 2,5 метра в секунду, а в планах на ближайшие годы – выпуск лифтов и со скоростью 4 метра в секунду. С начала 2023 года производство подъемного оборудования в России выросло на 10%, и это подтверждает, что мощностей отечественных заводов хватит, чтобы закрыть потребность как коммерческой недвижимости, так и фонда капремонта.

- А какие трудности существует в этой отрасли?

- Каждый четвертый лифт в нашей стране подлежит замене. Из 540 тысяч лифтов, работающих в России, 124 тысячи (то есть сроком эксплуатации более 25 лет) подлежат замене до 15 февраля 2025 года. Темпы замены явно недостаточны – около 15 тысяч единиц в год – и угрожают неисполнением обязательств. В такой ситуации необходимо поддержать региональные фонды капитального ремонта и отечественные заводы-изготовители. Мы уже работаем над этим. В чем трудности? Например, сейчас готовые изделия, ввозимые на территорию РФ из-за рубежа, или не облагаются пошлиной, или облагаются пошлиной в 5%, тогда как пошлина на комплектующие для лифтов составляет порядка 10-15%. То есть российским заводам выгоднее покупать готовую лебёдку в Китае, чем производить свою. И даже при том, что СЛЗ (Серпуховский лифтостроительный завод) заменил 12 из 14 компонентов лебедки отечественными составляющими, ее производство до сих пор обходится дороже покупки из-за рубежа.

Как подчеркнул депутат, для того чтобы снизить зависимость наших производителей от импорта, необходимо решить вопрос с таможенными пошлинами на комплектующие и готовые изделия, а также ввести дополнительные меры господдержки для производителей уникальной продукции.

Между тем 24 января зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева заявила, что заменить все лифты со сроком эксплуатации свыше 25 лет к февралю 2025 года нереально. «Очевидно, что мы эти требования не выполним, – признала она. – Единственный способ замены лифтов – это их включение в капитальный ремонт. Но в краткосрочных программах как минимум 40 тысяч лифтов не включено. Скорее всего, решение будет принято о продлении этого срока, но лифты моложе не станут. Их просто будет выводить из эксплуатации Ростехнадзор. Думаю, что все больше домов у нас в ближайшее время будут оставаться без лифтов». При этом она отметила: «У нас избыточные мощности, они могли бы производить на 30% больше, чем сейчас, просто сбыта нет. А сбыта нет, потому что низкие взносы на капитальный ремонт в регионах».

Лидер общероссийского движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков в свою очередь подтвердил, что проблема с лифтами в том, что объем средств, собираемых на капремонт, катастрофически мал, и за их счет невозможно произвести замену. По его словам, такая проблема сложилась «во многом благодаря бездумному расходованию денежных средств, поступающих в виде целевых взносов от граждан на капремонт своих многоквартирных домов». Вместо капитального ремонта лифтов и другой сложной инженерии региональные операторы фондов капремонта занялись массовой покраской подъездов и фасадов домов, оставляя разваливающуюся инженерную инфраструктуру на потом.

Он считает, что в сложившейся ситуации власти «для начала начнут массового продлять сроки эксплуатации лифтов, исходя из их технического состояния, а потом, как это уже стало привычным, вместо решения проблемы, на которую нет средств в бюджете, ее решение возложат на плечи граждан».

Другими словами, нынешняя ситуация в отрасли означает, что ЧП с лифтами будут происходить все чаще. Вот лишь один пример: 17 января в Екатеринбурге в девятиэтажном доме жильцы сообщили о падении лифта с высоты 7-го этажа вместе с находившейся в нем женщиной. Позже появились официальные уточнения, что «в реальности лифт застрял между 8-м и 7-м этажами, «сел на клинья». От резкой остановки кабины у пострадавшей имеются подозрения на травмы». Было возбуждено уголовное дело по статье «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей».

Но вот сотрудник компании по монтажу и обслуживанию лифтового оборудования в Москве и МО успокоил, что разбиться на лифте в принципе невозможно.

– Мы сталкиваемся с такой проблемой: пользователи не понимают, что лифт – это сложное оборудование и что оно не может не ломаться, – поделился он с «МК». – Причем, если раньше при застревании лифта люди звонили диспетчеру и электромеханик освобождал пассажиров, то сейчас они звонят в МЧС и кричат: «Мы сорвались, лифт упал!». Люди не знают устройства лифтов и не понимают, что кабины не падают, а могут лишь застрять, а это означает, что во время поездки либо сработало устройство безопасности, либо произошел сбой, вызванный множеством причин, в том числе неполадкой в электропитании. Но люди начинают паниковать, а нам всех приходится успокаивать, что «лифтопада» быть не может.

На лифте как минимум три каната, один выдерживает минимум 16 тонн. Если хоть один канат оборвется, сработает цепь безопасности, и лифт остановится. То есть сработает «выключатель слабины подвесных канатов» для остановки лифта. Но такие случаи тоже очень редки. И с пассажирами ничего не случится, они просто застрянут в лифте. Сложно представить себе, что должно произойти, чтобы оборвались все канаты. Разве что диверсия, как в американских фильмах. Даже если все оборвутся, то сработают ловители. Это устройство безопасности, которое обычно установлено под кабиной и предназначено для остановки и удержания ее в случае, если лифт превышает номинальную скорость.

– Но если лифт «сядет на клинья», как в Екатеринбурге, то можно получить травму?

– Да, может быть травма, но не очень серьезная, и вряд ли после такой травмы человека госпитализируют. Это резкая остановка лифта, вот и все.  

Лифтовик отметил еще одну проблему. Нехватка специалистов. «Многие уехали, людей не найти, наша компания постоянно ищет сотрудников. Очень мало, кто идет в эту сферу. Огромная ответственность, и при этом мало платят».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29207 от 1 февраля 2024

Заголовок в газете: Осторожно, лифты обрываются

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру