Страны БРИКС заговорили о создании новой организации: выиграет ли Москва

Российским хлеборобам не придется искать покупателей по миру: сами придут

В странах-членах БРИКС в скором времени может появиться не только своя валюта, но и зерновая биржа. Об этом Владимир Путин заявил на встрече с аграриями в Ставропольском крае. В этом международном блоке (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка и еще пять присоединившихся стран) одновременно есть как поставщики, так и покупатели зерна. Идея создания отдельной торговой площадки может заинтересовать всех.

Российским хлеборобам не придется искать покупателей по миру: сами придут

Как известно, у России колоссальный потенциал экспорта зерновых. Поэтому есть все основания создать собственную торговую площадку. Ведь Москва на сегодняшний день  «держит» примерно 25% мирового экспорта зерновых.

В 2022 году мы собрали рекордный урожай - 157,6 миллионов тонн, почти на 30% больше, чем в 2021-м. В минувшем году показатель был скромнее, но не намного: 145 миллионов тонн, в том числе 93 миллиона пшеницы. По прогнозам экспертов, в нынешнем сельхозсезоне сбор зерновых  сохранится примерно на этом же уровне - «околорекордном».

Проблема в том, где и как нам продать излишки своего урожая?

Как заметил Владимир Путин на встрече с аграриями, биржевые спекуляции влияют на цены и это отражается на  потребителях. Хотя сами индексы, как правило, формируются в США или в Европе, в частности, в Париже. Нужно полагать, что новая торговая площадка станет работать на других, более справедливых для производителя и покупателя условиях. 

По словам кандидата экономических наук, ведущего программы «Сельский час» Игоря Абакумова, идея создания такой биржи  - очень интересная и перспективная. «Это радикальный шаг к ослаблению Лондонской, Нью-Йоркской или любой другой товарной биржи, - считает эксперт, -  Появится еще один центр силы. К тому же, если сейчас мы по всему миру ищем покупателей на российскую пшеницу, то теперь они будут сами приходить на нашу площадку».

  - Но возникают вопросы к валюте покупки-продажи, - продолжает он. - Не секрет, что в России скопились огромные резервы в индийских рупиях, которые мы пока не знаем, каким образом  использовать. Нужна некая универсальная валюта, расчетная единица — иначе будут возникать проблемы во взаиморасчетах.

Конечно, у кого-то может возникнуть вопрос: дружественные нам страны, с которыми, в основном, торгует Россия, небогаты. Это африканский континент, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка. Не лучше ли нам «наводить мосты» с теми государствами, которые готовы платить, что называется, не торгуясь? Тем более, что, по мнению аналитиков, хлеб — не тот товар, от которого государство-покупатель может отказаться. В форс-мажорных обстоятельствах будет покупать пшеницу по любой цене.  Особенно, если потребление хлебопродуктов по общей калорийности  в некоторых странах достигает 60-80%. В общем, можно успокоиться, наши аграрии-экспортеры в убытке не остаются. 

Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун считает, что организация  зерновой биржи БРИКС — дело достаточно сложное, так как не закрывший контракт продавец должен будет отправить продукцию на пункт приемки, который может оказаться за тридевять земель.

- Идея создания зерновой биржи в Москве обсуждается 30 с лишним лет, - рассказывает он. - По аналогии с Чикагской, Лондонской, Парижской товарными биржами предполагалось, что Московская будет фьючерсной, то есть торговля будет осуществляться не натуральной продукцией, а преимущественно контрактами на стандартную продукцию.

Производитель сельхозпродукции, допустим, весной видит на бирже фьючерсную цену на продовольственную пшеницу третьего класса в августе или сентябре. Эта цена его устраивает, он на бирже продает контракт на 100 тонн, получает биржевую цену за свой товар. 

При наступлении срока поставок, производитель может доставить покупателю товар. Но как правило по биржевому контракту ее не везут покупателю, а при приближении даты поставки выкупают свой контракт и закрывают его. Если цена за это время упала — производитель может радоваться выигрышу, так как может поставить продукцию по более высокой контрактной цене. Если цена возросла - то проиграет, но выручку у него не заберут. Фьючерсный контракт — это некоторая страховка.

Как будет организована зерновая биржа БРИКС, о которой сообщил президент России, — пока непонятно. Но ясно одно: эта идея будет обсуждаться на ближайших саммитах организации.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29231 от 7 марта 2024

Заголовок в газете: Сила — в хлебе

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру