Накануне Банк России вновь выполнил свое обещание снижать базовую процентную ставку параллельно с замедлением инфляции в стране. И хотя понижение было небольшим, оно свидетельствует о стабилизации финансовой системы России.
В среду Центробанк заявил о снижении ставки рефинансирования еще на 0,5 процентного пункта до 12% годовых. Напомним, что 24 апреля ЦБ уже снизил ее на ту же величину. Таким образом, менее чем за месяц ставка уменьшилась на 1 процентный пункт. Подобное снижение уже в состоянии оказать влияния на экономику страны в целом.
В конце апреля Владимир Путин заявил, что наблюдающаяся в последние недели тенденция замедления темпов инфляции позволяет рассчитывать на снижение Центробанком ставки рефинансирования. "Это значит, что можно рассчитывать на снижение ставки рефинансирования Центробанка", - сказал он тогда на совещании по экономическим вопросам. Эти слова были напрямую адресованы главе Центробанка Сергею Игнатьеву. "Да, Сергей Михайлович?" – поинтересовался его мнением Путин. По словам очевидцев, Игнатьев согласно кивнул.
Действия ЦБ вкупе с ростом мировых цен на нефть заставили финансовый рынок поверить в будущее рубля. Накануне мы могли наблюдать, как курс американского доллара опустился ниже 32 рублей за доллар.
Как это ни парадоксально одной из причин снижения ставки стал экономический кризис. Падение доходов населения и, соответственно, потребительского спроса, привело к резкому замедлению инфляции в РФ. Если в январе рост потребительских цен составил 2,4%, то в апреле он затормозился до 0,7%.
Решение ЦБ было принято с большим воодушевлением. Среди участников финансовых рынков даже зазвучали разговоры о скором окончании кризиса. Теперь осталось дождаться, когда решение ЦБ повлияет на реальный кредитный рынок. Такая тенденция уже имеет место быть - в апреле ЦБ сообщал, что средняя ставка по кредитам, выданным в марте российскими банками предприятиям реального сектора на срок до года, снизилась до 16,0% годовых с 16,9% месяцем ранее.
Впрочем, от правительства потребуются немалые усилия, чтобы объем выдачи подобных кредитов приблизился к реальным потребностям экономики. В частности, недавно было принято решение требовать от банков, получивших выгодные госкредиты, кредитовать приоритетные сектора экономики по ставкам, не превышающим ставку рефинансирования + 3%. Тем не менее эффект от этого станет ощутимым явно не сразу.