По мнению чиновников, отношения клиента с банком должны стать более прозрачными, а решения кредитных организаций — более обоснованными. Основным поводом для пересмотра закона стали жалобы владельцев кредитных карт. По их мнению, комиссии при получении денег в банкоматах были очень высокими, а заранее о дополнительных сборах никто не предупреждал.
В итоге Федеральная антимонопольная служба организовала проверку финансовых организаций, по результатам которой выяснилось, что из 19 крупнейших банков страны 13 не взимают комиссию за снятие наличных вообще. В шести банках размер комиссии составил от 0,3 до 2,5 процента от снимаемой суммы.
Отныне новые правила распространяются как на “родные”, так и на “чужие” банкоматы. Информация также будет печататься в чеке. Соответствующие поправки вносятся в Закон “О банках и банковской деятельности”, но вступить в полную силу новый закон сможет только через 90 дней после официального опубликования. За отведенный период времени финансовые организации должны перенастроить свои банкоматы. Стоит отметить, что в банковском сообществе решение Госдумы восприняли без особого энтузиазма. Эксперты утверждают, что перенастройка — дело весьма проблематичное. Основная сложность в том, что за взимание комиссии при снятии денег с “чужого” банкомата ответственность несет банк клиента, выпустивший карту. А так как размер комиссии прописан в договоре, подписываемом при получении карты на руки, предполагается, что клиент со всеми условиями заранее знаком.
В теории это выглядит следующим образом: банкомат отправляет запрос в свой банк, которому необходимо связаться с банком владельца карты и выяснить, сколько тот договорился брать с данного клиента за снятие денег в сторонних банкоматах.
Но чаще всего в процессе участвуют сразу несколько банков, также взимается комиссия за произведенные процессы, которая уже сама по себе является коммерческой тайной и не должна быть оглашена. Поэтому полную информацию по сборам всех комиссий клиент может узнать только при получении выписки из банка.
“Банковские карты созданы для того, чтобы оплачивать товары и услуги, а не обналичивать свои деньги”, — недоволен смыслом нового закона вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. Конечно, в перспективе ситуация, когда необходимо получить наличные в банкомате “чужого” банка, будет возникать все реже. Но, несмотря на то, что банкоматная сеть в России стремительно развивается, “денежного ящика” своего банка в нужном месте может и не оказаться. И пока закон не вступил в силу, гражданам можно посоветовать лишь заглядывать в клиентские договоры, чтобы заранее быть готовыми ко всем комиссионным сборам.