Людям надоели авиакатастрофы — мировое сообщество постоянно вводит все более жесткие требования к авиакомпаниям. Надо сказать, не без оснований: ежедневно то тут, то там самолеты либо падают, либо сталкиваются. Теперь жесткость этих требований испытали на себе и российские “воздушные извозчики”. На днях Европейская организация по контролю за безопасностью полетов (“EurоControl”) поставила перед авиакомпаниями жесткое условие: до 1 апреля оснастить самолеты модернизированными системами предупреждения столкновений в воздухе. В противном случае воздушные коридоры над Старым Светом для них будут закрыты.
Это требование относится ко всем авиакомпаниям — но для российских, в большинстве своем продолжающих летать на советских “пенсионерах” “Ту-134”, “Ту-154”, “Ил-62” и “Ил-76”, это настоящая катастрофа. По подсчетам экспертов, установка одного лишь “пакета безопасности” (спутниковая навигация и современные средства связи) обойдется... в 700 тысяч долларов.
Как рассказали “МК” в пресс-службе “Аэрофлота”, на большинстве их самолетов, летающих в Европу, подобная система уже стоит. Однако, согласно предписанию “ЕС”, теперь ее необходимо срочно модернизировать. Причем, как правило, делают это в Тулузе, куда каждая компания отправляет устаревшую модель. И занимает это в среднем около двух недель. Сейчас на перевооружении во Франции уже стоит 17 “аэрофлотовских” самолетов.
Однако если “Аэрофлоту” — компании крупной и периодически обновляющей парк своих лайнеров — придется оплатить только модернизацию своих систем, то более мелким авиапредприятиям придется закупать все “с нуля” и по 700 тысяч баксов за штуку. А теперь сравните: такие “птички”, как “Ту-154”, например, сплошь и рядом почти выработали свой летный ресурс и стоят сегодня меньше миллиона долларов. Поднимется ли у кого-нибудь рука громоздить на них супернавороченную навигацию ценою в самолет? Это примерно то же самое, что вмонтировать в “Запорожец” подушку безопасности от “шестисотого”...
Всего в России сегодня насчитывается 380 авиационных компаний, хотя реально зарубежные рейсы выполняют от силы 10—15. При этом они все без исключения работают “с прибыли”. То есть могут вложить деньги в развитие, сперва заработав на полетах. Требование “ЕС” для них автоматически — для нас — означает неминуемый скачок цен. Самыми первыми, по мнению экспертов, подорожают... цветы, которые ежедневно летят в Россию из Голландии и Бельгии. Похоже, к нынешнему 8 Марта мужчинам придется изрядно потратиться!.. А затем — и билеты: большей части авиакомпаний придется отказаться от полетов за границу, а тем, кто останется, надо будет чем-то покрывать расходы на модернизацию. Полк национальных перевозчиков заметно поредеет. И первым, скорее всего, резко сократится чартер.
Впрочем, свято место пусто не бывает. Освобождающуюся от россиян нишу тут же займут авиакомпании других стран — у которых и самолеты поновее, и с деньгами попроще...