Восставшие из сортира

Чечню почти не видно. Взрывы в Америке затмили нашу неостывающую горячую точку напрочь. Между тем боевики едва не захватили в минувшие дни Гудермес, проявляют активность в Аргуне и пригородах Грозного и одним пуском “Стингера” умудрились уничтожить двух генералов и восьмерых полковников Генштаба. Кто же контролирует Чечню и проводит “плановое уничтожение противника”?

Официально считается, что активная фаза боевых действий в Чечне закончилась еще полгода назад. Впрочем, это больше из разряда пропаганды — ни боевики, ни российские военные в этом, мягко говоря, не особо уверены. Каждая из сторон реально оценивает потенциал друг друга и периодически устраивает так называемые проверки на вшивость, совершая неожиданные вылазки и пытаясь ударить по наиболее уязвимым местам.

Информация к сведению. По оценкам представителя президента в Южном федеральном округе Виктора Казанцева, численность активных боевиков в Чечне составляет около тысячи человек, из которых 300 — иностранные наемники. Представители МВД России заявляют уже о двух тысячах боевиков. Год назад устами генерала Трошева была оглашена информация о 8—10 тысячах террористов. Давайте смотреть правде в глаза — боевиков в Чечне во много раз больше. Речь может идти и о двадцати, и о тридцати тысячах “штыков”. Другое дело, что большинство из них находится в подполье, однако в любой момент готово откопать свои гранатометы и автоматы и нанести массированный удар по федеральным силам. Так уже было в Грозном в августе 96-го...

Последним полем боя стал Гудермес. Около трехсот боевиков в одночасье захватили практически весь город — второй по величине в Чечне. Схватка продолжалась более суток и, по большому счету, еще так и не закончилась — от боевиков удалось освободить лишь центр Гудермеса, — но пригороды, в частности территория колхоза “Дружба”, по-прежнему контролируются чеченскими отрядами. Одновременно боевики развернули боевые действия и в Аргуне. Впрочем, по мнению российских военных, это лишь отвлекающие действия: основные бои могут развернуться в Грозном. По данным разведки, в окрестностях чеченской столицы, в районе Черноречья и населенного пункта Алды сосредоточено около полутысячи боевиков, которые готовы к штурму Грозного.

Насколько реально сегодня повторение ситуации августа 1996 года, когда чеченским боевикам удалось захватить Грозный и добиться подписания Хасавюртовского мирного договора? По мнению командующего Северо-Кавказским военным округом генерал-полковника Геннадия Трошева, которое он высказал в интервью “МК”, нынешняя активизация боевиков связана лишь с “отмыванием денег”, поступающих к ним от международных исламских организаций. Генерал, согласно инструкциям Минобороны, никоим образом не связывает нынешнюю активизацию боевиков в Чечне с событиями в Америке и возможностью проведения операции возмездия в Афганистане. Вместе с тем совершенно очевидно, что наемники прибывают в Чечню именно по каналам международных исламских организаций (“Интернэшнл Исламик Релиф”, “Хезболлах”, “Братья мусульмане” и др.), подконтрольных бен Ладену. Вполне вероятно, что активность боевиков в Чечне напрямую связана с возможным участием России в американской операции “Сияющая звезда” в Афганистане...

Основной вывод из последней вылазки боевиков в Гудермесе можно свести к простой и довольно банальной мысли: ситуация в Чечне неконтролируема. Ни российскими военными, ни боевиками. В любой момент она может кардинально измениться. В любую сторону. Вероятно, что российское военное руководство использует опыт израильской армии, которая под шумок американских событий провела ряд эффективных операций в Палестине, и пустит в ход прежде запрещенные методы борьбы с боевиками. Нельзя исключать и вариант перехвата инициативы полевыми командирами (он сейчас отчетливо прослеживается), которые нанесут удары по ключевым позициям федералов в Чечне и попытаются захватить Грозный. Именно в ближайшие дни следует ожидать существенного изменения характера чеченской войны: все зависит от того, какая из сторон сумеет перехватить инициативу.

Еще одна печальная страница последних событий в Чечне — гибель двух российских генералов. Заместитель начальника Главного оперативного управления генерал-лейтенант Анатолий Поздняков заведовал в Генштабе планированием войсковых операций. Под его началом была также и разработка тактических операций в Чечне. В этот раз Анатолий Поздняков прибыл в Грозный во главе межведомственной комиссии, занимающейся проблемами взаимодействия силовых структур и администрации Чечни. В состав комиссии входил и заместитель начальника Главного управления кадров генерал-майор Павел Варфоломеев — он заведовал учетом офицеров запаса.

Кроме двух генералов в разбившейся машине находились еще семеро полковников: Игорь Абрамов, Игорь Хахалкин, Юрий Бахов, Владимир Смоленников, Сергей Горенюк, Николай Дубинский и Игорь Григунцов.

Члены комиссии возвращались с совещания, которое проводил премьер Чечни Станислав Ильясов. Вертолет поднялся в воздух с правительственной площадки неподалеку от площади Минутка и взял курс на Ханкалу. Практически сразу после взлета “вертушка” была обстреляна боевиками из переносных ракетных комплексов. По мнению военных, боевики вряд ли могли знать, кто находился в машине. Вертолеты летают этим маршрутом достаточно часто, и их пассажиров предугадать достаточно сложно. Вероятнее всего, и обстрел вертолета, и нападение на Гудермес лежат в одной цепи и связаны с общей активизацией боевиков в Чечне...

Анатолий Поздняков и Павел Варфоломеев пополнили и без того немаленький список российских генералов, павших в Чечне. За две войны в нем насчитывается уже восемь фамилий.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру