РЕЙТИНГ СЛУХОВ

Этот выпуск мы целиком посвящаем событию, всколыхнувшему всю страну, — террористическому акту на Дубровке. Вопросов относительно происшедшего пока гораздо больше, чем ответов. А значит, есть и масса слухов, порой самых печальных.

ЦИТАТНИК

Виктор ШЕНДЕРОВИЧ:

“Вообще, конечно, мы привыкаем, это самое чудовищное следствие последних лет. (...) Инстинктивно мы как бы отупеваем для того, чтобы можно было жить дальше, обедать, ходить в театр, слушать музыку, вообще как-то жить”.


Глеб ПАВЛОВСКИЙ:

“Я думаю, что интеллигенция должна помогать стране учиться убивать квалифицированно, интеллигентно, оптимально убивать врага, чтобы у него не было надежды сесть на стул, как Бараев — наподобие хана развалился, как в фильме “Андрей Рублев”, и говорил нам, что мы должны делать”.


Асламбек АСЛАХАНОВ, депутат ГД от Чечни:

“Где гарантия, что не будет совершен следующий террористический акт, еще худший захват чего-то? Мы что, готовы не допустить? Да мы же к этому не готовы. (...) Бараев заявлял, что нас около 1000, говорит, шахидов, которые готовы пойти на все, чтобы создать шариатскую республику”.


Георгий ВАСИЛЬЕВ, автор мюзикла “Норд-Ост”:

“Некоторые люди не знали, что идет война в Чечне, а некоторые подростки не знали, что существует Чечня”.


Владимир ЖИРИНОВСКИЙ:

“Я предложил бы всем гражданам России сбрить и бороды и усы, поэтому самым ближайшим легким признаком определения будут черные бороды. Кто хочет носить ее, пускай носит дома”.


Михаил ФЕДОТОВ, секретарь Союза журналистов:

“Плохой закон, он подобен оружию массового поражения, и ты не знаешь, где он взорвется, не взорвется ли он случайно над твоей головой”.



В МОРГЕ НАХОДЯТСЯ НЕ ВСЕ ТЕРРОРИСТЫ

До сих пор нет никакой ясности с террористами, которые якобы смогли сбежать из Дворца культуры на улице Мельникова. Повод для этих слухов дал не кто иной, как замминистра МВД Владимир Васильев. Непосредственно после штурма он вышел к журналистам и дословно заявил следующее: “Не исключено, что небольшая часть бандитов ушла. Я уполномочен штабом обратиться к тем, кто уцелел: если они придут и сдадутся, мы им гарантируем жизнь”. Памятны и призывы замминистра к родственникам и друзьям террористов: мол, если будете их укрывать, не сносить вам головы...

Чуть позже один из представителей прессы задал Васильеву вопрос: сколько именно боевиков “ушли”? Нет чтобы замминистра ответил: “Никто!”. Г-н Васильев просто сделал вид, что не услышал вопроса...

Потом такие вопросы представителям силовиков перестали задавать вовсе. А зря, поскольку информация о числе убитых боевиков — самая противоречивая. Сначала официальные лица нам говорили, что ликвидировано 32 террориста и 18 женщин-шахидок, то есть всего 50 человек. В минувший четверг появилось новое заявление: 41 человек, при этом “сбежать не удалось никому”. Так где все-таки правда? И потом, каким образом спецслужбы смогли понять, что они всех уничтожили — хотя сначала были подозрения, что далеко не всех?

Конечно, не исключается: своих подельников описали в подробностях террористы, захваченные живыми. Но о таких боевиках ничего не рассказывается...

В Москве продолжают муссировать слухи о сбежавших негодяях. Утверждается, что часть их, переодетых в “гражданку”, смогла смешаться с заложниками и исчезнуть по дороге в больницы (те, кто находился в коридорах и подсобках ДК, от газа пострадали меньше всего). А спецслужбы молчат потому, что не хотят подрывать свои и без того непрочные позиции...



ЗАЛОЖНИКАМ ПРИКАЗАЛИ НЕ БОЛТАТЬ ЛИШНЕГО

Как запретить болтать лишнее шести сотням человек? Казалось бы, невозможно. Однако, по слухам, нашим спецслужбам это удалось.

Люди, захваченные террористами во время мюзикла “Норд-Ост”, не балуют журналистов подробностями своего пребывания в ДК. Подавляющее большинство заложников, согласившихся дать интервью, сообщают одни и те же общие вещи, избегая деталей. Слухмейкеры утверждают, что связано это с подпиской о неразглашении некоторых подробностей, которую взяли с пострадавших. Недаром к находящимся в больницах заложникам долгое время не пускали не только прессу, но и близких родственников.

По мнению слухмейкеров, данное распоряжение поступило из следственных органов, сотрудники которых все время после теракта беседовали с пострадавшими. Судя по всему, во время таких “бесед” людям и предлагали дать подписку о неразглашении.

Если верить слухмейкерам, самой закрытой информацией является подробное описание действий сотрудников спецподразделений после того, как они ворвались в зал. Согласно слухам, бывшим заложникам рекомендовали: рассказывайте, что, после того как пошел газ, вы ничего не видели и не помнили. Со многими, впрочем, именно так и было...



МАСХАДОВА ХОТЕЛИ ПРЕДСТАВИТЬ “ОСВОБОДИТЕЛЕМ”

У многих — и непосредственно участвовавших в переговорах с террористами, и просто напряженно следивших за развитием событий — создавалось впечатление, что действия и заявления Бараева свидетельствовали: он пока не знает, как действовать дальше, и чего-то ждет... Некоторые наблюдатели сделали вывод: террористы, “заказывая” себе все новых переговорщиков, просто тянули время в ожидании некоего события, которое должно было послужить им знаком.

По одной версии, таким “знаком” должен был стать еще один теракт в Москве, который должна была осуществить другая группа боевиков. Действия обеих групп координировались из единого “центра”. Конечной целью такого “двойного выстрела” был страшный удар по авторитету действующей власти и создание небывалой паники среди людей — дескать, власть не только допустила один теракт, но и сразу же проворонила другой. Но второй теракт сорвался, возможно, благодаря именно усилению контроля в Москве...

По другой версии, Бараев, которым руководил Масхадов, тянул время, дожидаясь чеченского конгресса в Дании. На нем полномочный представитель Масхадова Закаев должен был обратиться к террористам, захватившим театральный центр, с призывом освободить заложников. Дескать, мы, воины за свободу и независимость, не воюем с женщинами и детьми. Дальнейший сценарий понятен: живые и здоровые заложники выходят на свободу, террористы, которым власти в обмен на жизни людей предоставляют самолет, улетают, а Масхадов—Закаев в мировом общественном сознании становятся спасителями сотен жизней...



“СМЕРТНИЦЫ” ИСПУГАЛИСЬ СМЕРТИ

Вопрос, на который никто не может найти “стопроцентного” ответа: почему женщины-террористки не успели нажать на смертоносные кнопки и привести в действие бомбы и пояса, начиненные взрывчаткой?

Одни слухмейкеры утверждают, что большинство “черных сестер” к началу штурма, когда газ даже еще не подействовал, просто-напросто спали, и кто-то из заложников, державших связь со спецслужбами, сообщил об этом в штаб. Такой ситуацией не замедлили воспользоваться спецназовцы.

По другой — официальной — версии, из “приводов” к бомбам были вынуты батарейки, и террористки не успели их вставить. По слухам, они временно “обесточили” взрывные устройства, чтобы случайно не нажать на кнопочку во время ночного отдыха.

Третий слух — для взрыва была нужна команда Бараева. Но он ее дать не мог по той причине, что был застрелен практически сразу после начала штурма.

И, наконец, последняя версия, наиболее правдоподобная: шахидки просто-напросто наложили в штаны, побоявшись умереть. Психологи объясняют это так: даже если, например, человек собрался окончить жизнь, как камикадзе, перед угрозой насильственной смерти им начинает руководить не идея, а инстинкт самосохранения. К тому же тот, кто говорит о том, что решил “погибнуть за идею”, совсем не обязательно на самом деле хочет умереть. Для специальной психологической подготовки настоящих камикадзе или шахидов нужны долгие годы — вряд ли “воспитание” чеченских террористок шло именно таким образом...



ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГАЗА БУДУТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ ДОЛГО

Информация о том, что выписанные было заложники начали возвращаться в больницы, дала повод для жутких слухов, которые отчасти подтверждают в медицинской среде. Говорят, что для выживших последствия применения газа будут, увы, весьма “долгоиграющими”. Из литературы, которая описывала жизнь после Первой мировой, известно понятие “потравленный газами” — так называли солдат и офицеров, которые пережили на фронте газовые атаки и потом навсегда остались инвалидами...

Остается лишь надеяться на то, что слухи — это всего лишь слухи, а современная медицина намного превзошла уровень эпохи Первой мировой войны...



ВЗРЫВ У “МАКДОНАЛДСА” БЫЛ ОТВЛЕКАЮЩИМ МАНЕВРОМ

Как официально признал прокурор Авдюков, следствие изучает “некоторые аспекты схожести применения взрывчатых средств” при происшествии у “Макдоналдса” и при теракте на Дубровке.

Напомним, что взрыв возле “Макдоналдса” на юго-западе столицы прогремел за четыре дня до захвата заложников. Тогда власти чрезвычайно поспешно выдвинули версию “криминальных разборок” и открестились от версии о теракте. Но последние события подняли волну слухов о том, что происшествие связано с “чеченским следом”. Интересно, что, по словам специалистов, “Таврия” взлетела на воздух “с помощью” устройства, напоминающего фугасы, которые используются в Чечне. А в ДК ГПЗ были изъяты 152-миллиметровые осколочно-фугасные снаряды...

Одни слухмейкеры говорят, что взрыв “Таврии” стал местью чеченских боевиков владельцу “Макдоналдса” Хамзату Хасбулатову. У него будто бы просили денег, однако бизнесмен отказал. И — получил взрывное предупреждение.

По другим слухам, ЧП возле ресторана являлось своего рода отвлекающим маневром. Расчет был таков: милиция и спецслужбы будут всецело заняты расследованием этого взрыва, а террористы тем временем довершат подготовку к гораздо более масштабному и страшному преступлению — захвату заложников.



ИЗ РОССИИ ВЫШЛЮТ ДРУЗЕЙ БАРАЕВА

В настоящее время отечественные спецслужбы активно отрабатывают все звонки террористов из Театрального центра на Дубровке. По мнению, которое озвучил в том числе помощник президента Сергей Ястржембский, террористы вели переговоры с работниками посольств некоторых стран. Слухмейкеры утверждают, что расшифровка телефонных переговоров позволила выявить много звонков в некоторые арабские страны. Называются Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Турция — государства, в которых до сих пор существуют официальные представительства республики Ичкерия.

По слухам, были отмечены контакты террористов и с дипмиссиями вышеперечисленных государств. В некоторых посольствах у боевиков будто бы были сообщники, готовые в случае чего укрыть боевиков на территории дипмиссий, а затем вывезти за рубеж. Не исключено, что именно на этих “друзей” и надеялись члены банды Бараева, переодевшиеся в одежду заложников.

Слухмейкеры полагают, что в данный момент спецслужбы тщательно выявляют “контактеров” из числа сотрудников посольств. И в ближайшее время подготовят список людей, которые будут объявлены в России персона нон грата. Их немедленно вышлют за пределы страны.



У ВОЕННЫХ БУДЕТ ОДИН “ХОЗЯИН”

Пока ученые из оборонно-стратегических институтов корпят над новой редакцией концепции национальной безопасности, силовые министерства готовятся к серьезным переменам. Не исключено, что теракт в Москве станет своеобразным толчком для того, чтобы похороненная было идея объединить под одним крылом войска всех “милитаризованных” госструктур (их в России почти полтора десятка) возродилась “из пепла”. В свое время такой план вынашивал начальник Генштаба генерал Анатолий Квашнин.

Тот факт, что Генштаб способен объединить российских “ястребов”, и сейчас споров не вызывает. Другое дело — претенденты на должность “главного российского командира”. Многие военные, в первую очередь генштабисты, не прочь видеть на этом месте генерала Квашнина. В качестве других кандидатов называют директора ФСБ Николая Патрушева, председателя Комитета по обороне Госдумы, экс-директора погранслужбы Андрея Николаева и нынешнего министра обороны Сергея Иванова. По слухам, глава военного ведомства в этом негласном первенстве имеет карт-бланш. А освободившееся кресло министра, по слухам, может занять думский “оборонец” Андрей Николаев — он не скрывает своих пропрезидентских позиций и все еще авторитетен в войсках. Впрочем, сбрасывать со счетов кандидатуру Квашнина тоже не стоит.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру