После коммунистов, веривших в справедливость уравниловки и необходимость пропаганды, пришел Михаил Сергеевич, веривший в справедливость социал-демократии и светлый разум Раисы Максимовны.
После Михаила Сергеевича пришел Борис Николаевич, веривший в справедливость приватизации и пользу шоковой терапии.
После Бориса Николаевича пришел Владимир Владимирович, веривший, что не боги горшки обжигают.
Горшки он не обжигал. И вообще на всякий случай старался держаться от горшков подальше. Например, когда решено было отменить населению всякие льготы, заменив их денежной компенсацией, Владимир Владимирович намеренно оставался в тени, дабы вся ответственность за непопулярное решение ложилась не на него, а на правительство.
Зато в правительстве — не боги. Они смело брались за любой горшок и обжигали его так, что только щепки летели.
Они решали государственные задачи, были уверены в себе и совершенно не боялись ошибиться. Не боялись, что горшок лопнет, треснет или перекорежится. Их не волновали последствия, им главное было выполнить задание — обжечь горшок.
Обожгли? Ну и отлично, вам “пятерка”. Все остальное не имеет значения.
Отмена льгот, из-за которой у нас лопнут или перекорежатся беднейшие слои населения, готовилась в глубокой тайне.
Соответствующий законопроект разрабатывался в Минфине. Считается, что руководила разработками госпожа Голикова, заместитель министра финансов и супруга господина Христенко.
К его разработке не привлекались ни депутатские фракции, ни общественные организации, ни представители регионов, которых этот закон касается напрямую. Он, кстати, так и называется: “О разграничении предметов ведения между федеральными, региональными и местными органами власти”. Но регионам законопроект показали, только когда он был готов и представлен в Думу. Тогда его разослали и в регионы — на заключение.
Из 89 регионов откликнулись 39. Остальные вообще не прислали отзывов, хотя именно им этот закон придется выполнять.
На 39 ответивших получено 32 отрицательных и 7 положительных заключений региональных законодательных собраний и 16 отрицательных, 23 положительных заключений губернаторов. Только 5 регионов дали однозначно положительную оценку: законопроект поддержали и законодательное собрание, и губернатор.
Пять положительных отзывов на 89 регионов. Всего!
Как вы полагаете, это что-то говорит о качестве и адекватности законопроекта?
Горшочек на этот раз действительно удался на славу. Бесчеловечный по сути и халтурный по форме, что хорошо видно из заключения, которое дает на закон Правовое управление Государственной думы.
Прежде всего оно отмечает массу того, что называется “техническими замечаниями”: например, в законопроекте неправильно даются названия других законов, и нумерация законов — она тоже неправильная.
Помимо того эксперты Правового управления отмечают и множество грамматических ошибок, возникших явно из-за торопливости и пофигизма. Ребенку понятно, что, редактируя закон, нельзя давать компьютеру команду автоматически заменить по тексту одно слово другим — скажем, “организацию” “учреждением”, — хотя бы потому что они разного рода. Тогда надо и относящиеся к ним сказуемые тоже менять, чтоб они спрягались по правилам русского языка. Авторы законопроекта пренебрегали спряжениями, поэтому текст местами выглядит так, будто его сочиняли иностранные студенты Университета дружбы народов.
Безграмотность и халтурность, присущие форме, в которой закон был в прошлую пятницу представлен на рассмотрение Государственной думы, в равной степени характерны и для его содержания.
Это закономерно. В продуманном, выстраданном и “вылизанном” тексте не будет глупых ошибок. Единство формы и содержания, никуда от него не денешься.
Про законопроект об отмене льгот, который представили Думе господа министры Кудрин и Зурабов, можно говорить очень долго — про его несправедливость, жестокость, непросчитанность и пофигизм.
Но уже хочется говорить не о законах и проектах, а о власти, которая сначала пишет их на коленке, а потом внедряет в жизнь железной рукой.
Ведь это какая-то удивительная, доселе неизвестная порода людей, которые все знают лучше всех.
Нет, понятно, конечно, что они работали с Владимиром Владимировичем — кто в питерской ФСБ, кто в питерской мэрии, а кто и просто дачу рядом имел. Разумеется, это дает им неоспоримые права и полномочия в принятии решений государственного уровня. Но как они научились столь блестяще разбираться в любых областях, что им даже консультироваться ни с кем не надо?
Загадка. Тем не менее это так. Не боги обжигают горшки. Один горшок за другим.
Обожженных горшков уже скопилось порядком. Скоро придется думать, куда девать такую красоту, что с ней дальше делать.
Неплохой, скажем, был горшочек — пенсионная реформа. Но так его обожгли, что теперь только выкидывать.
Или взять горшочек недели — зачистку банковского сектора от криминального элемента. Его обжигают с таким пылом, что мирным гражданам остается только мчаться изымать из банков свои деньги, повергая банковскую систему в состояние предсмертного кризиса.
Удачно зачистили криминальный элемент, что и говорить.
Заранее ясно, что с отменой льгот произойдет то же самое. Горшочек треснет еще до того, как в него нальют воду.
...Все это напоминает вырезание аппендицита сапожником, который и слышать не хочет о том, что нужно прежде дать больному наркоз, и грамотно сосчитать пропорции лекарственных препаратов, и поставить аппарат искусственного дыхания и вентиляции легких, и зажать сосуды в ране, и не только вырезать аппендицит, но и зашить потом все, что было разрезано. Нет, он просто вспарывает живот, отсекает кусок кишки и победно поднимает его над головой. Все, задача выполнена, аппендицит успешно вырезан, аплодисменты зрителей.
“Деньги на льготы не доходили до тех компаний, которым предназначались. Фактически зачастую воровались”, — в минувшую пятницу убеждал министр финансов Кудрин депутатов.
Интересно, что воровались они, главным образом, как раз в Минфине. Будучи не в силах навести порядок и прекратить воровство, министр уверяет, что если льготы заменить прямыми компенсационными выплатами, то их воровать уже не будут.
К сожалению, будут. Если в принципе возможно воровать бюджетные деньги, то подходящая схема всегда будет найдена — это дело времени.
Впрочем, в данном случае похоже, что искомая схема уже заранее заложена в законопроект.
“На компенсационные выплаты в бюджете следующего года предусмотрено выделить 171 млрд. рублей”, — утверждает министр финансов. По его словам, эта цифра соответствует сумме, которая сейчас тратится на обеспечение льгот, увеличенной то ли в десять, то ли в шестнадцать с половиной раз.
Но конкретных цифр по каждой категории льготников у него нет. Их вообще нет, такие расчеты не проводились. Просто говорится, что есть 171 миллиард, а как его пилить — решим по ходу дела. По многим категориям льготников комплекс мер и суммы выплат определит правительство и регионы, а, скажем, размер компенсаций за пользование общественным транспортом военнослужащими будет определяться и вовсе непосредственно командирами войсковых частей.
Неплохой заход, верно?
При таких ласковых условиях можно гарантировать, что 171 миллиард будет поделен с изумительной точностью так, что, по крайней мере, треть его осядет в Пенсионном фонде и иных структурах, через которые пойдет распределение компенсаций. Это будет несложно, ведь никто точно не знает, сколько в государстве проживает льготников разных категорий. Ловить рыбку в столь мутной воде — одно удовольствие.
А воровать — нет, воровать больше никто не будет.
Зачем воровать, когда можно просто обжигать горшки...