Школа для яппи

В экстернате учатся будущие президенты России

— Нашу школу правильнее называть “открытой”, — говорит директор одного из столичных экстернатов Владимир Кузнецов. — Мы готовим ребят по всем формам обучения: дневной, вечерней, модульной. В “вечерке” занимается 512 ребят, в экстернате — почти 400. Могло бы и больше, но некоторых родителей смущает запись в аттестате — “вечерняя сменная школа”. Что поделать — экстернат как самостоятельное учебное заведение пока не признан. Поэтому я предложил переименовать нашу школу в “открытую”.


Экстернат все больше интересует столичных школьников. Возможность закончить два класса (10—11-й) за год или 11-й за полгода очень привлекательна — экономится время для подготовки к вузу. Не надо напрягаться из последних сил — в обычной школе трудно совместить 7—8 уроков в день с подготовительными курсами и занятиями с репетиторами. Постоянное недосыпание, переутомление, стрессы выматывают до предела. Какой уж тут институт — здоровье бы сберечь...

В экстернате же вместо ежедневной чехарды уроков (когда за химией следует история, а за алгеброй — литература) — лекционно-блочный метод обучения. Занятия в течение всего дня посвящены только одному предмету (3 пары — 6 уроков). И так — две недели подряд. Затем экзамен — и новая дисциплина. Лекционно-блочный (модульный) метод учебы, как считают многие педагоги, гораздо удобнее традиционного школьного.

— Допустим, мы прошли теорию Раскольникова, — поясняет учительница русского языка и литературы Наталья Бехтина, — а следующее занятие только через неделю. Ребята забывают не только взгляды героя, но даже его имя! В голове — каша. При модульной схеме можно углубиться в произведение и не спеша рассмотреть все его аспекты.

Не следует забывать и о психологическом преимуществе модуля: ребятам комфортнее общаться с одним педагогом, чем с семью-восемью за день. Кроме того, нет боязни получить “двойку” — во время лекций оценки не ставятся. В экстернате вообще нет двоечников: в случае неудачи экзамен можно пересдать. Если ученик заболел, тоже не беда — разрешается пройти модуль с другой группой. Главное — получить положительную оценку на экзамене. Когда итоговая аттестация пройдена, ученику вручают документ о среднем образовании. Хочешь — сразу поступай в институт, а хочешь — позанимайся годик на вузовских курсах, чтобы уж поступить наверняка. Для ребят это очень существенно — над ними как дамоклов меч висит армия.

Береги карьеру смолоду

Большинство учеников-экстернов уже определились с выбором вуза. Что понятно: в эту школу приходят ребята, твердо знающие, что им нужно.

— Это типичные яппи, нацеленные на успех, — говорит школьный психолог Юлиана Ярыгина. — Не классические “ботаны”, углубленные в учебу и немного не от мира сего, а честолюбивые (в хорошем смысле слова) ребята. Они хотят достичь высокого положения в обществе, сделать карьеру, преуспеть в жизни. Как правило, их отправляют в экстернат родители. Они понимают, что начинать путь к вершине следует как можно раньше, поэтому подталкивают ребят к самостоятельности. Как птицы, которые выкидывают подросшего птенца из гнезда, — учись, малыш, летать! Благополучные, успешные взрослые хотят помочь детям, но не денежными подачками и опекой, а правильным выбором жизненного пути. Некоторые ребята в шутку говорят: “Я буду президентом России!” Но в каждой шутке, как известно, есть доля правды...

Другая часть экстернов — проблемные дети, конфликтующие с учителями и одноклассниками.

— У этих ребят очень развито чувство индивидуальности, — продолжает объяснение Юлиана Юрьевна, — они хотят выделиться из толпы сверстников, обратить на себя внимание. Отсюда — вызывающее, почти на грани фола поведение, грубость со взрослыми, демонстративное курение в туалете, экстравагантная внешность — красные волосы, разноцветные брови, кричащая одежда. Большинство учителей в районных школах — женщины старшего возраста, они весьма консервативны во взглядах. Современная молодежь им не нравится, поэтому и возникают конфликты. Да и одноклассники не всегда к ним терпимы — чего, мол, выделывается... В экстернате педагоги более лояльны: для них важно не то, как выглядит ученик, а как он занимается. После нескольких недель в нашей школе поведение проблемных ребят, как правило, меняется — снижается уровень агрессивности, конфликтности. Они общаются с однокашниками, находят друзей, вписываются в коллектив...



Клуб воскресных малышей

Кроме экстерна в школе проходят и сменные занятия для взрослых.

— Модульная схема обучения годится и для вечерников, — говорит Владимир Кузнецов. — Если парень или девушка не смогли в свое время закончить 11 классов, а теперь хотят получить аттестат, то им вовсе не обязательно сидеть за партой 2—3 года. Лекционно-блочный метод позволяет пройти два класса за один год. Для уже работающих, весьма занятых, а подчас и семейных людей это чрезвычайно удобно. Я думаю, что в качестве эксперимента лекционно-блочный метод мог бы применяться и в сменной школе. Вечерникам надо разрешить проходить предметы и сдавать экзамены по модулям, как ребятам-экстернам.

Самый сложный предмет для экстернов, как выяснилось, иностранный язык. Сначала его проходят блоком за 10-й класс, сдают экзамен, а потом возвращаются к материалу через полгода — во время следующего модуля. За это время ребята успевают основательно подзабыть пройденное. Но и здесь нашли выход. В здании экстерната действует негосударственное образовательное учреждение (НОУ) — гуманитарная школа, в которой главное внимание уделяется как раз английскому языку. Экстернат и НОУ объединили свои усилия: экстерны могут подтянуть знание инглиша. Деньги, полученные от дополнительных занятий, идут на благо обеих школ — на них закупают мультимедийные центры. Это не просто лингафонные классы, а целые компьютерно-языковые кабинеты, оборудованные по последнему слову техники. По словам директора НОУ Михаила Ладыгина, сотрудничество государственного и частного учебных заведений весьма перспективно.

А еще в НОУ планируют устроить детский клуб выходного дня. Идея такая: родители оставляют любимое чадо на всю субботу или воскресенье, а сами отправляются по делам или развлекаются. За ребенком присмотрят опытные воспитатели, а педагоги школы не только развлекут малыша, но и проведут с ним занятия по английскому языку. Приятное с полезным, так сказать... Помимо этого в школе будут действовать развивающие курсы для малышей по подготовке к первому классу. Чтобы, придя в школу в сентябре, они уже умели читать, писать и считать. И учеба будет тогда легче, и карьера — круче.



Мнения специалистов

Игорь Федоров, ректор МГТУ им. Баумана: “Если абитуриент хорошо сдал вступительные экзамены, то для нас не имеет значения, в какой форме — очной, вечерней, экстерном — он закончил школу. Главное — уровень его знаний. Экзамены в университете сложные, требуется углубленное изучение математики, физики. Поэтому многие ребята идут в экстернат для того, чтобы получить время для подготовки к вузу”.


Марьяна Безруких, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО: “Экстернат сохраняет здоровье ученика. Если в начальной школе к III группе здоровья (дети с хроническими заболеваниями) относится 10% учеников, то к старшим классам их становится вдвое больше — 22%. К подростковому возрасту у ребят наблюдается резкий рост хронической патологии. При экстерной форме обучения нагрузка на ребенка значительно меньше и распределяется равномернее”.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру