Железнодорожный путь борьбы с пробками

Московские автомобилисты будут ездить над поездами

Строительство дублеров основных магистралей предусмотрено Генпланом развития Москвы до 2025 года. Однако чиновники до сих пор не решили, где их строить. Использовать для этого дорогую московскую землю — неэффективно. Поэтому в горадминистрации рассматривают варианты прохождения автотрасс над железнодорожными путями, а также по эстакадам, опирающимся на крыши зданий.

Теорема о строительстве дублеров основных магистралей, заданная проектировщикам, для некоторых важных дорог не имеет наземного решения. Например, Ярославское шоссе зажато между жилой застройкой и парком Лосиный Остров. Чтобы построить параллельную магистраль, нужно либо сносить дома, либо вырубать деревья. Однако проектировщики нашли решение, позволяющее обойтись без жертв. Дорогу-дублер можно построить над путями железной дороги Ярославского направления.

Концепция такого строительства уже разработана в НИИиПИ Генплана. Над путями, по которым курсируют поезда, предлагается возвести конструкцию типа “стол”. Его “ножки” (т.е. опоры) ставятся там, где они не будут мешать движению поездов, а между ними на высоте не менее 9 м кладется “столешница”. Прежде всего на поверхности стола устраивается автодорога, дублирующая железнодорожное направление, а также съезды, обеспечивающие связь городских территорий, разделенных рельсами. Одновременно в составе конструкции возводятся паркинги — на периферии перехватывающие, а ближе к центру города — обычные, предназначенные для хранения автотранспорта жителей соседних домов. Отцы города мечтают, чтобы магистрали над железнодорожными ветками были “вылетными”, т.е. выходили на МКАД, однако инвестиционные перспективы, по мнению проектировщиков, пока имеют участки в границах Третьего транспортного кольца. В качестве пилотных проектов в горадминистрации называют Курское, Киевское, Павелецкое и Рижское направления, а также наземную Филевскую ветку метрополитена, которую также предлагается заключить в шумовиброзащитный тоннель.

В ходе реконструкции Курского вокзала над путями появится дублер Садового кольца: дорога протяженностью 2,3 км и шириной 8 полос свяжет Комсомольскую площадь и Костомаровскую набережную. Южный дублер Кутузовского проспекта частично пройдет над железнодорожной веткой Киевского направления. Это будет участок длиной 2,5 км от Третьего транспортного кольца до Минской улицы. Новую федеральную трассу “Столица” в Москве также можно провести над путями Октябрьской железной дороги — соответствующий вариант уже разработан в НИИиПИ Генплана. Однако многие проектировщики сомневаются в быстрой реализации своих идей, которые пока находятся на предпроектной стадии. Ведь для строительства автодорог над железнодорожными путями нет самого главного — СНИПов. А также инвесторов, готовых взяться за их финансирование.

Еще более фантастическими выглядят предложения немецких инженеров проложить дороги-дублеры по эстакадам, опирающимся на крыши 4—5-этажных зданий, в которых могут размещаться паркинги, дома быта и даже жилье.

Отцы города предложили немцам “на пробу” спроектировать дублер Варшавского шоссе, однако их российские коллеги уверяют, что это невозможно. Там и без того плотная застройка, а также проходит ЛЭП. С учетом всех “геморроев” дублер Варшавки выгоднее прокладывать над путями Павелецкого направления. Такой проект есть, но реализован он будет еще не скоро.