Россия готовится освободить Грузию

Спецкор “МК” передает из буферной зоны, откуда уходят наши войска

Уже на днях наши войска покинут грузинскую территорию — так называемую 12-километровую буферную зону (срок у них до 10 октября). С сегодняшнего дня там будут проводить мониторинг военные наблюдатели от Евросоюза. Накануне корреспондент “МК” побывал в буферной зоне и выяснил, как готовятся вывод войск и их замена на международных наблюдателей.

В Южной Осетии практически не осталось следов пребывания российских войск — дорога от Владикавказа до Цхинвала непривычно пуста без танковых колонн. На северной окраине города расположился 693-й полк — солдаты роют окопы, колют дрова и устанавливают огромные палатки.

Во вторник на самом дальнем российском посту в селе Каралети (это чуть более 50 км от Тбилиси) прошла встреча командующего миротворческими силами генерала Кулахметова с военными наблюдателями ЕС.

Первый приехал к месту встречи на “уазике”, вторые — на джипах. Говорили долго — два часа сидели в палатке. После переговоров Кулахметов и военные наблюдатели разъезжались в разные стороны, так и не сообщив о подробностях встречи.

— Встреча была рабочей, приняли решение начать мониторинг со среды. Военные наблюдатели ЕС будут работать до южной границы зоны безопасности, — рассказал помощник генерала Кулахметова подполковник Манушко. — Пока, к сожалению, нет четкого меморандума между Россией и Грузией относительно взаимодействия наших сил. Кроме того, не определено количество сил грузинской полиции, которые будут введены в эти населенные пункты.

Т.е. пока все детали отхода наших войск из Грузии обговариваются устно. По договоренности обеих сторон решено, что наш крайний пост будет стоять в районе села Эргнети (это при выезде из Цхинвала с южной стороны). Сейчас там стоит блокпост, пропускает только военные машины и колонны, осетин на грузинские территории не пускают — “чтобы не было мародерства и различных провокаций”, говорят военные. Грузинские села оживают, это уже не те полумертвые населенные пункты, какими они были еще месяц назад. Люди возвращаются, начинают налаживать быт. Наши колонны провожают недоброжелательными взглядами.
— Мы вот с детьми уехали к родственникам в Тбилиси, когда началась война. Сейчас стало поспокойнее, вот вернулись. А те, кому идти было некуда, жили в лагере для беженцев. Теперь вот мы с нетерпением ждем, когда ваши войска совсем уйдут, — вздыхает жительница села Пхвениси Тамара.

Между тем осетины продолжают активно строить независимое государство. При выезде из Цхинвала они установили блокпост. В сторону Грузии мы проехали на миротворческой машине без проблем, но когда ехали назад, наш “бронеурал” остановили под предлогом досмотра.

— Транспорт миротворцев не досматривается! — офицер показывает свое удостоверение.

— Нет, у меня приказ все досматривать, — отвечает человек в камуфляже без каких-либо опознавательных знаков.

Какой приказ и кто ему его отдал, этот человек не смог объяснить ни мне, ни миротворцу. Мимо нас с грузинского направления в сторону Цхинвала проезжает до отказа груженный строительными материалами “КамАЗ”.

— А вот эти машины вы тоже досматриваете? Не все еще разграбили?..

Осетины перешли на крик и мат. Наши военные, чтобы избежать конфликта, доложили обо всем командованию в штаб. Драки удалось избежать — на то они и миротворцы, чтобы уметь обходить острые углы. В итоге из-за упивающихся свободой семерых непонятных осетин на блокпосту пришлось звонить генералу Кулахметову, министру обороны Южной Осетии генералу Луневу и министру внутренних дел.

Сошлись на том, что все гражданские лица при въезде с грузинских территорий в Южную Осетию должны зарегистрироваться. Регистрация заключалась в том, что мои паспортные данные, имя и фамилию человек в камуфляже переписал в блокнот и даже не посмотрев в прописку, спросил: где живешь? Я ответила: в Москве.
— Так и запишем, — у себя в блокноте в графе “место жительства” осетин просто написал “Москва”.

Ирина КУКСЕНКОВА.
ПОСОЛ РОССИИ В ГРУЗИИ: “НАС ПРОВОЖАЛИ С ЦВЕТАМИ”

Во вторник в Москву вернулись дипломаты расформированного российского посольства в Тбилиси. В аэропорту “Домодедово” их встретили репортеры “МК”.

Спецрейсом прибыло 16 сотрудников посольства и 5 членов их семей. Дипломатов встречали сразу у трапа самолета и грузили их многочисленный багаж. Посол России в Грузии Вячеслав Коваленко встретился с прессой на вип-стоянке и рассказал о последних днях работы в Грузии.

— Первые дни после начала конфликта сотрудникам посольства пришлось нелегко. Мы испытывали агрессивные воздействия со стороны и мирного населения, и отдельных экстремистов. Да и я ловил на себе косые взгляды работников грузинской стороны. Самым тяжелым было то, что нам устроили полную информационную блокаду: не работали и до сих пор не работают российские сайты, отключили российские каналы. Но уже спустя неделю после конфликта со стороны мирных жителей я слышал слова сожаления о том, что происходит с нашими двумя государствами. Сегодня в аэропорту нас провожали около 100 человек, приносили цветы. У многих остались родственники в России, а кто-то нуждается в медпомощи наших врачей, и теперь выезд в Россию для этих людей будет затруднен.

Пока Вячеслав Евгеньевич ничего не может сказать о том, когда будут восстановлены дипломатические отношения России с Грузией. И он, и его коллеги пока собираются продолжать работу в МИДе России.
— В сентябре прошлого года меня уже отзывали с поста в Тбилиси, — говорит Вячеслав Коваленко, — в той ситуации уговорили вернуться через полгода. Сейчас все гораздо серьезней. Пока в консульстве остались работать 6 сотрудников посольства и обслуживающий персонал, которые будут улаживать дипломатические вопросы на месте.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру