Поезд взорвали, как танк?

Террористы могли использовать стандартный армейский боеприпас

Террористы могли использовать стандартный армейский боеприпас
Графика Ивана Скрипалева.
К середине дня воскресенья штабом по расследованию теракта был составлен план следственно-оперативных мероприятий на ближайшее время и на перспективу. Как сообщил СКП РФ, “следственно-оперативной группе даны поручения по установлению и розыску лиц, причастных к совершению преступления”. Глава МВД Рашид Нургалиев заявил, что к подрыву “Невского экспресса” причастны несколько человек. Одному из предполагаемых подозреваемых примерно за 40 лет, он коренастого телосложения и рыжеволосый. “МК” восстановил хронику расследования.

Поезд 166 “Невский экспресс” был взорван на перегоне Алешинка—Угловка (284-й км Октябрьской железной дороги) 27 ноября в 21.48, когда проходил деревню Хмелевка на границе Тверской и Новгородской областей.  

Место выбрано не случайно: на 100 км ближе к Москве, чем место первого подрыва. Перегон Алешинка—Угловка — прямой участок со сварными 800-метровыми рельсами. По данным расшифровки скоростной ленты, в момент проезда места крушения и подрыва поезда его скорость составляла примерно 200 км в час. Это, с одной стороны, дало поезду возможность практически проскочить место взрыва, с другой стороны, именно взрывная волна и зацепила последние вагоны. Будь в нем не 13, а меньшее количество вагонов, жертв могло бы быть и меньше.  

По предварительной версии, подрыв произошел в районе локомотива. По инерции состав протащило на большое расстояние (между основным составом и оторвавшимися вагонами — километр). Поскольку скорость локомотива резко снизилась, два хвостовых вагона в районе разрыва сошли с пути и перевернулись. Именно этим, по мнению спасателей, объясняется большое число погибших и пострадавших в последних двух вагонах. А последний собрал по дороге все бетонные столбы, превратив в месиво все и вся, что было внутри. Именно эти вагоны и были элитными и самыми дорогими. Для того, чтобы поезд сошел с рельсов, большой заряд не нужен, достаточно небольшого взрыва, который происходит перед или под локомотивом, он на скорости проскакивает это место, а последующие вагоны заваливаются один за другим. Так и произошло.  

На месте теракта, по словам главы МВД, были обнаружены части взрывного устройства, а также множество улик. Сама бомба была нажимного действия. А уже в субботу, около 14 часов, частично сработала еще одна бомба. Это произошло во время осмотра, который проводил лично глава СКП РФ Александр Бастрыкин. По словам официального представителя СКП Владимира Маркина, его шеф, а также сотрудники СКП РФ и милиции, входившие в группу, “не пострадали только по счастливой случайности”. Глава РЖД Владимир Якунин пояснил ситуацию более подробно: “Имело место обнаружение еще одного взрывного устройства, которое сработало в неполную силу”.  

Эти заявления объясняют довольно многое и позволяют восстановить “задумку” террористов. Становится очевидным, что им нужен был именно “Невский экспресс”. Ведь за час до него по этому пути совершенно спокойно прошел скоростной поезд “Сапсан”. И подрывник, который наверняка уже сидел на месте и должен был привести в боевое состояние закладку, этот состав не тронул.  

То, что бомба была заложена заранее, пояснили “МК” специалисты одного из диверсионных подразделений Минобороны РФ. По их словам, на то, чтобы зарыть в щебенку взрывное устройство, требуется около двух часов. При этом террористы должны прятаться от проходящих здесь поездов и электричек. Скорее всего, взрывное устройство установили еще в ночь на четверг. А значит, некие люди крутились у места трагедии как минимум сутки, и то, что следствие начало активно опрашивать местных жителей, — это правильный ход. Отсюда появились подозреваемые и даже описание одного из них. Кроме того, возможно, один из сообщников находился на ближайшей станции. Иногда вне расписания пускают товарные поезда, и этот человек должен был предупредить непосредственного исполнителя, что движется именно нужный поезд.  

А вот с подрывом второй бомбы, похоже, произошел “косяк”. Она просто обязана была иметь место. Во-первых, чтобы гарантированно пустить поезд под откос, подрывают оба рельса — это ни для кого не секрет, и это объясняют и в военных училищах, и в лагерях террористов. Во-вторых, дополнительный подрыв — стандартная тактика террористических подразделений. Обычно он осуществляется, когда на место прибывают следственные подразделения, медики и так далее. И то, что бомбу нашли только к середине дня субботы, говорит не в пользу работавших на месте специалистов. Спасло их, похоже, только чудо: взрывное устройство могло, например, отсыреть.  

Что касается самой бомбы, то зарывать под полотно 7 кило тротила не было никакой необходимости — рельс рвется от подрыва даже 200 граммов правильно установленного тротила. Не исключено, что террористы использовали стандартный заряд от противотанковой мины ТМ-62М, по крайней мере эквивалент совпадает.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру