«В Третьяковке творилась неразбериха»: как стало возможным украсть картину Куинджи

«Огромное количество посетителей на руку преступнику - зрители отвлекли смотрительницу от экспоната»

28.01.2019 в 14:38, просмотров: 7676

С воскресного вечера вся культурная Москва «стоит на ушах». Третьяковская галерея. Кража века. Архип Куинджи. «Ай-Петри. Крым». Похититель Денис Чуприков задержан. Но до полной ясности в деле пока еще далеко. Сразу после происшествия мы связалась с музейными сотрудниками, которые обратили внимание на странности похищения картины Куинджи. Также наша коллега, которая не так давно была на выставке, рассказала о своих впечатлениях от системы безопасности в Третьяковке.

«В Третьяковке творилась неразбериха»: как стало возможным украсть картину Куинджи
фото: Михаил Ковалев

- Мы с сыном были на выставке Куинджи в начале января, на каникулах - говорит Екатерина. - Электронные билеты приобрели заранее. Вышло так, что проспали и опоздали на два часа, время же в электронных билетах проставлено по сеансам. Мы еще беспокоились, что нас могут не пустить. Посетители с электронными билетами проходили без очереди, нас таких набралось на проходе человек шесть, была толкотня. Параллельно стоял очень длинный хвост живой очереди.

Перед входом был один охранник — он очень бегло посмотрел распечатку билетов, вопросов к нам не возникло. Дальше мы прошли через рамку и показали сумки.

Следующий пункт контроля расположен на входе на первый этаж экспозиции: два человека за столом сканировали коды билетов и как-то совсем по старинке надрывали распечатки. Смотрительницы в залах были довольно внимательны — когда сын наклонился к одной из картин, нам сделали замечание по поводу того, что «подошли слишком близко». Однако залы устроены таким образом, что были уголки, где смотрительницы не находились — по крайней мере, при нас. Полагаю, что им надо было обходить такие залы — и часть выставки на какое-то время оставалась без их внимания.

Какой-либо сигнализации, ее датчиков у каждого полотна мы не заметили.

У входа на второй этаж у нас просто посмотрели надорванные распечатки билетов. Но самое интересное в применении к истории с кражей было на выходе. В фойе находится сувенирный киоск, где можно купить альбомы большого размера и репродукции картин — и многие выносят пакеты с ними. С такими же пакетами, кстати, можно зайти и на выставку, если купили что-то перед ее посещением. Выходили мы тоже в давке, никого не интересовало, что мы с собой несем...

Общее ощущение — суета и неразбериха. К тому же памятна история с выставкой в Третьяковке шедевров из пинакотеки Ватикана Roma Aeterna — тогда мне пришлось потратить несколько дней на покупку электронных билетов. Сайт без конца висел, людям не приходили коды подтверждения (подробно об этом читайте в материале «Третьяковка устроила издевательство с продажей электронных билетов на "Шедевры Ватикана". По крайней мере тогда электронные сервисы галереи были далеки от совершенства.

Евгений — музейный работник из Санкт-Петербурга. Мужчина предположил, каким образом смотрительницы могли не доглядеть за экспонатом.

- История странная. Дело в том, что каждый смотритель имеет при себе мобильную тревожную кнопку на случай экстренных ситуаций. На некоторых площадках возможно наличие тревожной кнопки на стене – при нажатии быстро приходит охрана, которая предпринимает необходимые для конкретного случая меры, - объясняет собеседник. - Кроме этого, в каждом выставочном зале, как правило, находится камера видеонаблюдения или несколько камер — охрана в прямом эфире следит за происходящим в залах.

фото: Иван Скрипалев

Неужели никто из работников Третьяковки не заметил ничего подозрительного? В музеях такого уровня запрещено близко подходить к картинам, если охранник замечает нарушение, то сразу дает сигнал смотрительницам. Как можно было пропустить кражу, мне не понятно.

- В минувшее воскресенье в галерее собралось много народу. Почему это не спугнуло злоумышленника?

- Да вы что, огромное количество народа преступнику только на руку. Смотрительница просто может не разглядеть, что происходит с картиной, которую окружили зрители. В такие дни, как воскресенье, работать тяжело, сильно устаешь, и человек можешь потерять бдительность. Огромное количество посетителей наших выставок всегда норовит потрогать даже то, что находится за ограничительной линией и постучать по самым хрупким экспонатам. Смотрителям приходится предупреждать подобные действия, бегать от одного экспоната к другому. Естественно, пока сотрудник будет разбираться с посетителями около той или иной картины, то другие экспонаты останутся вне поля его зрения. В тот вечер, возможно, кто-то отвлек внимание смотрителя таким образом.

- Могла смотрительница принять вора за работника музея?

- Исключено. В ходе любой выставки возможны некоторые официальные изменения экспозиции, то есть можно поменять одну картину на другую, перевесить ее или унести. Но если смотритель по каким-либо причинам об этом не знал, он обязан не допустить любые изменения. Если он видит, что картину снимают, ему необходимо связаться со своим руководством и уточнить ситуацию. Даже куратор выставки не может без разрешения хранителя поправить косо висящую картину...

- Сколько зарабатывают смотрители?

- От 15 до 25 тысяч рублей в месяц.

- Насколько я знаю, раньше за одной смотрительницей в Третьяковке были закреплены до трех залов.

- У смотрителя может быть несколько залов. Это нормальная практика. В выходные и праздничные дни, когда предполагается, что придет большое количество посетителей, смотрители в Третьяковке работают каждый в одном зале.

- Сигнализация есть на каждой картине?

- Это не так. Сигнализации как таковой в музее нет. Ее наличие предполагается только на самых дорогих экспонатах. Но смотрители, я думаю, были бы ей очень рады. Ведь ответственность за кражу полотна ложится на хранителя и смотритель

Другая наша собеседница, Ольга несколько лет работала в столичных музеях: в государственном и в частном. Она поделилась своим мнением.

-Известно, что главное при музейной краже для преступника внимательно изучить, что как работает, есть ли сигнализация, - замечает Ольга.

- Выходит, у Чуприкова должны быть сообщники, которые могли его информировать?

- Теоретически преступника мог информировать практикант музея или временный работник. Вряд ли к краже причастны старшие работники галереи, для них каждый экспонат, они к картинам относят трепетно. Для новичков в музейном деле произведения искусств ничего не значат.

- Кого из сотрудников музея могут обвинить в халатности?

- Судя по тому, что смотрительница видела преступника и не отреагировала — налицо халатность. Хотя еще раз повторюсь, она вряд ли была в теме. Если бы она принимала участие в заговоре, то даже не смотрела бы в ту сторону, где снимали картину, чтобы не привлекать внимания. Смотрительницы глубоко привязаны к своему делу, они кажутся немного помешанными, живут в своем мире, и для них музейные экспонаты все равно, что родное дитя. Ну а преступник действовал самонадеянно. Как говорил Суворов: «Смелость города берёт». Ну вот у злоумышленника все и получилось. Главное в этом деле - делать всё уверенно.

- Что грозит смотрительнице?

- Выговор или увольнение.

Еще один музейный работник, Анастасия, заявила: «Еще одна версия гуляет в наших кругах — злоумышленник выполнял чей-то заказ. Возможно, преступник за то время пока его искали, успел поменять подлинник на копию. Теперь надо тщательно проверить - оригинал ли вернули музею. Но знаете, в чем ценность Куинджи? Его подделать практически нереально, это все знают. Технику и авторство этого мастера невозможно скопировать. А вот того же Шишкина — проще простого».

02:20

Несколько лет назад «МК» общались со смотрительницей Третьяковской галереи на тему возможно ли вынести из галереи картину и остаться незамеченным.

- У нас никогда не было крупных хищений. Это нереально, - уверяла тогда женщина. - Мы начинаем работу с пересчета всех картин. Каждая смотрительница тщательно пересчитывает экспонаты своего зала. Потом заносим число картин в специальную тетрадь. Вечером, как правило, не проверяем наличие шедевров.

Вряд ли посетители сподобятся украсть в присутствии огромного количества людей какой-то экспонат. Тем более каждое полотно находится под сигнализацией. Заметьте, даже от некоторых столиков тоже идут провода. Это сигнализационная система. Чуть заденешь — сразу нагрянет наряд милиции. К тому же в каждом зале установлены камеры видеонаблюдения.

Поинтересовались мы тогда у женщины, легко ли устроиться музейным смотрителем.

- Да проще простого, — смеялась собеседница. — В основном сюда идут пожилые люди. Молодежь не станет работать за такие деньги. Но, хочу заметить, каждая из нас держится за такое мало оплачиваемое, но зато престижное место. При приеме на работу я предъявила лишь трудовую книжку. До этого всю жизнь работала инженером, а одна моя коллега была начальником продовольственного склада.

А вот к хранителями фондов — более серьезный подход. Туда набирают людей с искусствоведческим образованием. Хранитель — ответственная должность, без них не обходится ни один музей. Ведь только этим людям дозволено снимать со стены произведения искусства, следить за состоянием полотна. Мы не имеем права даже дотрагиваться до рамки. Насколько я знаю, у них тоже весь персонал в возрасте, видимо, молодые сотрудники не вызывают доверия у начальства.

Читайте материалы по теме: «Охрана Третьяковки: похищение картины Куинджи и шубы из гардероба связаны»

«Биография похитителя Куинджи Дениса Чуприкова: пьющий автослесарь и домработник»

00:21

Кража картины Куинджи. Хроника событий