— После ремонта, проведенного ООО «Тулпар Техник», в ходе которого у лайнера заменили правый двигатель, а также устранили все выявленные неисправности, воздушное судно «Як-42» № 42434 признано исправным. Это подтверждено свидетельством № 29/11 от 16.08.2011, — сообщила прокуратура.
Авиаэксперты «МК» выдвигают несколько версий крушения самолета. Несмотря на то что версия с неустановленным стабилизатором не подтвердилась, они не спешат от нее отказываться. По мнению авиаэксперта Владимира Герасимова, стабилизаторы могли быть установлены только на последних секундах полета самолета:
— На выставление стабилизаторов нужна секунда. Возможно, именно эта секунда сыграла роковую роль в полете самолета. В конечном счете они были установлены, но поздно.
Кроме того, эксперты не исключают: к крушению лайнера мог привести сбой в работе ограничителей максимальных оборотов двигателя.
— Летчики, которые постоянно летают на этом типе самолета, не раз говорили, что иногда эти ограничители просто глючит. А так как они произведены у нас — в Уфе — по «солдафонскому» принципу, то они сбрасывают обороты не на
Кроме глюков вывести из строя ограничители мог любой электромагнитный импульс. Акименков при этом проводит аналогию с крушением самолета «Руслан» в Иркутске в 1997 году:
— На двигателях «Яка» и «Руслана» установлены одинаковые ограничители. В случае с «Русланом» ограничитель начал давать сбои (из-за чего отказали двигатели) после звонка по китайскому радиотелефону одного из 36 «челноков», которые каким-то образом оказались на борту.
Действительно, крушение самолета «Ан-124-100» «Руслан» очень похоже на крушение «Яка» в Ярославле. Напомним, что «Руслан» упал буквально сразу же после взлета, едва поднявшись на высоту 5 метров. При этом двигатели «Руслана» стали отказывать еще на взлете — очевидцы слышали хлопки и видели языки пламени. Однако отменить взлет экипаж уже не мог из-за того, что минуло «время принятия решения». О «времени принятия решения» и о хлопках, кстати, говорили некоторые эксперты сразу же после крушения в Ярославле.
Впрочем, Акименков считает, что в случае с «Яком» звонок по мобильному телефону никак не мог привести к отказу техники. Однако электромагнитный импульс вполне мог повлиять на электронику самолета.
— Несмотря на то что у «Яка» электроника довольно примитивная, электромагнитный импульс мог запустить любой «пионер-радиолюбитель», не забывайте, что именно в этот день в Ярославле открывался Мировой политический форум. А для террористов это прекрасный повод для атаки, — говорит эксперт.