Реставраторы отмыли золото старообрядцев

Комплекс зданий старообрядческой общины выглядит как новенький

Два храма и белокаменная колокольня на Рогожском кладбище вернулись в лоно староверческой общины в своем первоначальном виде. На осуществление реставрационных работ ушло более 5 лет и 268 миллионов государственных денег.

Комплекс зданий старообрядческой общины выглядит как новенький

Комплекс зданий старообрядческой общины впервые за много лет пережил профессиональную комплексную реставрацию. Кафедральный Покровский собор 1792 года постройки, храм Рождества Христова и еще целый комплекс подсобных помещений общины были бережно отремонтированы, восстановлены и переданы в руки старообрядцев. Весь комплекс реставрационных работ выполнила реставрационно-строительная компания «Возрождение».

Судьба этих архитектурных памятников всегда была драматичной. Вместе с автором Покровского собора — великим Матвеем Казаковым — попал в немилость и сам храм: Екатерина II повелела снизить его высоту и уменьшить число глав. Побывали у старообрядцев и наполеоновские солдаты — от них святыни пришлось прятать в могилы Рогожского кладбища. Однако самые большие разрушения принесли храмам времена советского атеизма: большинство церковных строений было подвергнуто поруганию и разорению, мрамор пустили на строительство метро, в церкви Рождества Христова сделали заводскую столовую, а староверам оставили только неотапливаемый летний Покровский собор.

К моменту реставрации в храме Рождества полностью отсутствовали купол, ротонда и глава, подвалы были засыпаны землей, старые окна заложены, новые прорублены. Реставраторам пришлось восстанавливать внутренние конструкции, обновлять кирпичную кладку и белый камень на фасаде, полностью переложить два крыльца, восстановить окна и двери. Строители выполнили дренаж, усилили и «гидроизолировали» фундамент, но главное — открыли и отреставрировали внутри храма подлинные иконописные фрагменты.

Довольно тонкая работа была проделана реставраторами и в Покровском кафедральном соборе. Он хоть и пострадал меньше других строений, но за 200-летний срок все-таки изрядно поизносился. С момента строительства храм ни на день не закрывался. Вот и теперь реставраторам пришлось восстанавливать здание в короткие промежутки между многочасовыми богослужениями. Особенной заботы потребовала иконопись, которая занимает все стены, столбы и своды храма — в общей сложности 4000 квадратных метров.

— Покровский собор был неотапливаемым, температура и влажность здесь постоянно менялись, — рассказала художник-реставратор Галина Чернышевич. — Все вместе привело к сильному разрушению живописи — удивительно, что она полностью не осыпалась.

Мастера укрепляли грунт специальным клеем, очищали иконы и картины от копоти, жира и грязи — освещение в храме, по велению староверов, и по сей день остается свечным. Особенно бережно реставраторы отнеслись к старинной позолоте, которая украшала не только живопись, но и карнизы: ее аккуратно очистили, оставив натуральной, авторской. Дозолотили только фрагментарные утраты.

Несмотря на верность старообрядческой традиции, храмы технически осовременили: провели отопление, вентиляцию, установили противопожарные системы. Словом, создали все условия, чтобы и живописи, и людям было комфортно. Ликвидировать культурный пробел и послушать византийское крюковое пение, которое практикуют старообрядцы, сегодня может каждый желающий. Прихожане Покровского собора советуют приходить в выходные дни или большие праздники, не забыв про церковный дресс-код. Служба сопровождается земными поклонами, но на пришедших это не распространяется. Можно просто стоять и смотреть.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру