Крымская площадь осталась «под паром»

Реконструкцию этого узла Архсовет так и не смог согласовать

Архитектурный совет Москвы не смог завершить формирование нового облика Крымской площади. Как выяснилось на заседании совета 15 мая, часть участка, на котором планируется возвести выставочный павильон, попадает в охранную зону храма Николая Чудотворца в Хамовниках и, следовательно, застройке не подлежит.

Реконструкцию этого узла Архсовет так и не смог согласовать

Концепция реконструкции Крымской площади появилась в 2001—2002 годах. Как пояснил архитектор Юрий Платонов, власти хотели вернуть крупному транспортному узлу общественную функцию. За минувшие 10 лет реализовать задуманное удалось примерно наполовину. В соответствии с концепцией были отреставрированы и переданы музею Москвы бывшие Провиантские склады, построена офисная высотка на Садовом кольце у метро «Парк культуры», а также полностью перестроена знаменитая 20-я спецшкола. До сих пор ждут своей очереди подземный паркинг на 1400 машино-мест между Крымской эстакадой и зданием информагентства РИА «Новости» (его сооружение, по словам Платонова, по-прежнему стоит в планах правительства Москвы), гостиница на месте кафе по адресу: Комсомольский проспект, 1 (ее судьба окончательно не решена), и выставочный павильон на пересечении Комсомольского проспекта и Большого Чудова переулка. Именно его архитектурный облик в среду собирался обсудить Архсовет при главном зодчем Москвы, но, как сообщил глава Мосгорнаследия Александр Кибовский, проектировщики несколько поторопились заявить о готовности проекта.

— Дело в том, что часть участка, на котором расположено здание, попадает в охранную зону памятника — храма Николая Чудотворца. Я вообще не понимаю, как мы можем юридически рассматривать этот проект? — поинтересовался он.

По словам Кибовского, ограничения на использование участка были записаны в его градплане, однако авторский коллектив их, похоже, проигнорировал. В итоге почти 50% павильона фактически находятся вне закона. «Когда ко мне из стройкомплекса придет этот проект, я его в нынешнем виде согласовать не смогу», — заявил он. Кроме того, не совсем понятна транспортная схема объекта. В подземном пространстве выставочного комплекса запроектирован паркинг на 90 машин, заезд в который гарантированно создаст пробку на правой полосе Комсомольского проспекта, предупредил Кибовский.

Главный архитектор города Сергей Кузнецов был вынужден признать, что из сложившейся ситуации может быть два выхода. Либо нужно добиваться корректировки охранной зоны, что в свете новой градостроительной политики столичных властей маловероятно. Либо — корректировать проектные решения. «Скорее всего мы предложим авторам разместить утвержденные объемы на той части участка, которая не имеет ограничений», — пояснил он журналистам. В итоге обсуждать архитектурные достоинства павильона эксперты не стали, поскольку новый вариант, скорее всего, будет кардинально отличаться от нынешнего.

В более спокойной обстановке прошло обсуждение еще одного старого проекта — второй очереди реконструкции завода «Заря» на Ленинградском проспекте недалеко от метро «Сокол». Архсовету понравилась работа молодого архитектора Андрея Романова, предложившего на месте 8-этажного административного корпуса построить многофункциональный комплекс с торговлей и общепитом на нижних уровнях и паркингом в подземном пространстве. Небольшую ложечку «дегтя» в «бочку с медом» внес вопрос берлинского архитектора Ханса Штиммана, поинтересовавшегося, «зачем вообще понадобилось сносить достаточно неплохое здание» и на его месте возводить что-то новое. Но эту наивную реплику российские эксперты оставили без внимания, рассыпавшись в похвалах молодому таланту. (На самом деле ответ на вопрос Штиммана кроется в параметрах объекта: если сейчас общая площадь здания составляет 22 тыс. кв. м, то после реконструкции она вырастет до 45,5 тыс., включая 30 тыс. кв. м в надземной части.)

Наконец, в конце заседания Архсовет рассмотрел концепцию реставрации музея-усадьбы «Останкино», которую в Москомнаследии уже называют «реставрацией века» и самым крупным проектом такой степени сложности в Европе. Как уже писал «МК», реставраторам предстоит вернуть к жизни уникальный деревянный дворец XVIII века, а также построить новое фондохранилище и театр, по параметрам и интерьерам в точности повторяющий исторический деревянный образец. По самым оптимистичным прогнозам, проект удастся реализовать за 6—7 лет. На первый этап — до 2016 года — правительство Москвы выделило 2,5 млрд руб. (Напомним, что реконструкция усадьбы «Царицыно» продолжалась 3 года и обошлась бюджету в 10 млрд руб.) Департамент культуры настаивает, чтобы эти деньги пошли на строительство фондохранилища, так как аренда спецпомещения под находящиеся в Останкине экспонаты обойдется в 1 млрд руб. Однако эксперты считают, что в первую очередь нужно отреставрировать дворец, а вмешательство в сложившуюся структуру дворцово-паркового ансамбля свести к минимуму.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру