В Москве открылся музей художника-бродяги

Чтобы увидеть работы Анатолия Зверева, нужно записаться на сеанс

Гений-самоучка, лучший рисовальщик России, по мнению Пабло Пикассо, русский Домье, по признанию Жана Кокто и ...законченный бродяга. Скитальчество для художника Анатолия Зверева было стилем жизни, частью его философии абсолютной свободы, ну и следствием преследований милиции за тунеядство... И вот теперь — спустя 29 лет после смерти мастера — наследие Анатолия Зверева, наконец, обрело дом: на 2-й Тверской-Ямской улице в Москве открылся первый частный музей феноменального АЗ.

Чтобы увидеть работы Анатолия Зверева, нужно записаться на сеанс

тестовый баннер под заглавное изображение

Чтобы посетить музей АЗ, сначала следует записаться на «сеанс». Дело в том, что последняя выставка, посвященная Анатолию Звереву в 2013 году «На пороге нового музея», собрала 40 тысяч зрителей, Манеж с трудом вмещал всех желающих. Потому директор музея Наталия Опалева и куратор Полина Лобачевская решили ввести предварительную запись в новый, камерный по своим размерам, музей. Сеанс длится час. За один сеанс предполагается пропускать 50 человек — 40 по записи и 10 случайных посетителей. При входе выдают бесплатные брошюры-путеводители, книжная лавка предлагает познакомиться со свежими книгами о художнике, выпущенными к открытию музея: «55 фактов из жизни Зверева, которые интересны всем», «Вокруг и около» и «Альбом для рисования»

«Сеанс» начинается с релакса: посетителям предлагают выпить кофе, усесться на кубы-стулья и окунуться в мир художника Анатолия Зверева. Он раскрывается на занимающем всю стену экране — такие киногиганты есть в каждом из трех залов музея. На первым этаже — вводный фильм: под динамичную музыку проносятся картины, зарисовки, страницы из блокнота, который всегда был при художнике, фотографии мастера...

Выставка известного художника-авангардиста Анатолия Зверева

Выставка известного художника-авангардиста Анатолия Зверева

Смотрите фотогалерею по теме

Перед нами жизнерадостный бородач. Нос картошкой. Всклокоченные волосы. Одет как попало. В глазах играет задорный огонек. Его работы, за которые зачастую уходили считанные минуты, даже неопытный глаз поражают легкостью, красочностью и экспрессией. «Он был снайперским рисовальщиком», - говорил о Звереве Владимир Немухин. Точнее и не сказать. Зверев любил работать на публику — стремительно, артистично, всем, что под руку попадется, пусть даже бычком от сигареты. Впервые о Звереве заговорили как раз после одного из таких шоу. Летом 1957 года в Москве проходил фестиваль молодежи и студентов. Прогрессивные западные художники оккупировали столицу. Один из них, американец Гари Коулмен, писал в Парке Горького на манер Поллока, разбрызгивая краски по холсту. Зверев решил ответить — расстелил огромное полотно и написал экспрессивный портрет. Публика была в восторге от русского самородка (Зверева, выходца из рабочей многодетной семьи, исключили с 1-го курса Художественного училища 1905 года «из-за внешнего вида»). Неофициально мексиканский модернист Давид Альфаро Сикейрос присудил Анатолию Звереву победу в спонтанном конкурсе. Впрочем, может, это очередной миф о Звереве — он вечно влипал в истории, порой, придумывал их сам или поддерживал небылицы, выдуманные о нем кем-то... Но одно точно — в 1960-е Зверев стал символом всего нового и свежего в искусстве.

Его наследие составляет десятки тысяч работ. В коллекции музея АЗ — около 1500. В экспозиции, которой открылся музей, - 41. Только лучшие произведения. На втором этаже — это автопортреты, изображения его многочисленных друзей: художников, коллекционеров. Георгия Костаки, Игоря Маркевича, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Немухина, Дмитрия Плавинского и Полины Лобачевской. Это изображение имеет особое значение. Полина Ивановна, известный педагог ВГИКа, подруга Зверева, теперь выступает куратором музея. Именно с ее портрета более 10 лет назад началось собрание Наталии Опалевой, основательницы музея АЗ.

Выставка известного художника-авангардиста Анатолия Зверева

Выставка известного художника-авангардиста Анатолия Зверева

Смотрите фотогалерею по теме

Самый трогательный зал — на третьем этаже. Он полностью посвящен Оксане Асеевой, музе и возлюбленной Анатолия Зверева. Сколько нежности вложено в эти портреты!.. У Зверева было много увлечений, но любовь одна — это Оксана Михайловна, дива из Серебряного века, которой были увлечены Хлебников, Пастернак и Бурлюк, подруга Маяковского и Брик, вдова знаменитого поэта Николая Асеева. Они познакомились, когда ей было 76, а ему 37 лет. «Она для меня как Богородица – и мать, и жена, и дочь», - писал об Асеевой художник. Впрочем, бывало, напившись, он ее побивал, а она вызывала милицию, чтоб утихомирить разбушевавшегося гения. Но он всегда возвращался к ней за примирением. Вместе они были 17 лет — через год после смерти музы в 1985 году не стало и художника. Об их любви сложены легенды, сохранилось около 300 портретов Оксаны Михайловны и три чемодана стихов Зверева ей посвященных.

Финальная точка музея АЗ — веранда, откуда открывается великолепный вид на столицу. Если постараться, отсюда можно увидеть дом Владимира Немухина, где часто бывал Зверев. Отличное место, чтобы обдумать творчества мастера, которого почитали за городского сумасшедшего, а сегодня — вполне заслужено — считают гением.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26822 от 30 мая 2015

Заголовок в газете: Феномен АЗ обрел дом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру