В Москве вскоре появится музей уникальных пассажирских машин

Колесному музею нашли место

Спешим порадовать ценителей колесного антиквариата: уже скоро в Москве вновь, после многолетнего перерыва, откроется Музей пассажирского транспорта, где можно будет увидеть уникальные экземпляры старых трамваев, троллейбусов, автобусов.

Колесному музею нашли место

Близка к своему благополучному завершению растянувшаяся почти на два десятилетия эпопея с «бездомным» музеем, коллекция для которого создавалась в Мосгортрансе еще с конца 1980-х.

На рубеже веков такой музей был открыт на специально выделенной территории Бауманского трамвайного депо. Однако в 2001-м экспозицию закрыли, освобождая место под строительство депо для поездов монорельсовой дороги. С тех пор и вплоть до нынешнего времени несколько десятков редчайших образцов городского ретро-транспорта оказались спрятаны от всех в троллейбусных и автобусных парках, трамвайных депо. Они демонстрировались публично лишь изредка — во время городских праздников и парадов старой техники.

Об этой проблеме за прошедшие годы говорили и писали много — «МК» в том числе. Ведь едва ли не в каждой из столиц европейских государств непременно есть свой музей городского транспорта, а Москва оказалась аутсайдером! До поры до времени ответы из профильных городских организаций, куда посылали запросы о судьбе музея, были весьма расплывчатыми. И вот наконец «лед тронулся»!

В распоряжение редакции попало официальное письмо из Департамента транспорта, присланное не так давно в ответ на запрос, направленный одним из депутатов городской Думы. Из этой бумаги, которую подписал первый заместитель руководителя департамента С.С.Андрейкин, стало ясно, что мосгортрансовскую коллекцию образцов пассажирских ретро-машин предполагается разместить на «объектах нежилого фонда по адресам: ул. Новорязанская, владение 23, и ул. Новорязанская, владение 27». «Приспособление указанных объектов и проведение ремонтно-реставрационных работ запланировано на 2019–2020 гг.»

В упомянутом письме поясняется также, что один из объектов на Новорязанской улице — это территория бывшего 2-го троллейбусного парка, комплекс зданий которого является объектом культурного наследия. Более подробную информацию мы получили от специалиста по истории транспорта Михаила Егорова:

— Первоначально на этом месте располагался Рязанский трамвайный парк, построенный еще в 1910–1911 гг. Впоследствии он был переименован в Бауманский, а летом 1937-го переведен в район нынешней ВДНХ. Территорию же на Новорязанской улице переоборудовали для обслуживания нового вида городского транспорта: здесь появился 2-й троллейбусный парк. В наше время все пассажирские машины отсюда переведены на другую площадку.

Что же касается второго из упомянутых адресов — Новорязанская, 27, там долгие годы располагался 4-й автобусный парк, который в 2014-м был переведен в район Новокосино. Здание упраздненного автобусного парка также является памятником архитектуры. Оно построено в 1928 году по проекту знаменитого архитектора-конструктивиста К.Мельникова для грузового гаража, причем ажурные металлические перекрытия спроектировал другой гениальный специалист — инженер В.Шухов. Вскоре после войны гараж был переоборудован в автобусный парк.

Так что оба упомянутых комплекса зданий даже сами по себе являются ценными архитектурными объектами. И конечно, решение отдать их для размещения музея городского транспорта очень правильное...

— Как можно будет разместить в новом музее трамваи? Ведь трамвайных путей на нынешней Новорязанской нет...

— Во-первых, это не совсем так. Насколько мне известно, на территории 2-го троллейбусного под слоем асфальта сохранились рельсы, уложенные еще при строительстве Рязанского трамвайного парка. Их можно использовать теперь для установки музейных экземпляров трамваев...

— Но каким образом удастся выводить из музея эти ретро-трамваи для участия их в ставших уже традиционными парадах? Неужели всякий раз грузить огромные старые вагоны на трейлеры?

— Возможен и такой способ. Однако вполне осуществим более удобный вариант: соединить музейную территорию на Новорязанской, 23, с действующей сетью трамвайных маршрутов, проложив соединительную рельсовую ветку по примыкающей Ольховской улице. Это буквально несколько сот метров.