Новое наземное метро Москвы

Открытие в Московском регионе нового рельсового транспорта позволит сэкономить время и деньги пассажиров

Несколько последних месяцев в столичном метро голос диктора объявляет: «Скоро здесь откроется переход на первый (второй) диаметр». Хочешь не хочешь, а заинтересуешься, что же это за зверь такой. Так что запуск Московских центральных диаметров (МЦД) — в прямом смысле у всех на слуху. Да что там говорить, этот транспортный проект можно смело назвать одним из ключевых в развитии городских пассажирских перевозок Московской агломерации. По сути, диаметры представляют сеть маршрутов, связывающую метро, железную дорогу и Московское центральное кольцо (МЦК).

Открытие в Московском регионе нового рельсового транспорта позволит сэкономить время и деньги пассажиров

Новый региональный транспорт охватит 45 районов столицы

«Расскажи, в чем суть. Вы же, журналисты, располагаете подробной информацией», — попросила подруга. Ирина с мужем и детьми живут у станции метро «Аэропорт», ее родители — в Люберцах, родители мужа — в Климовске. Супруги любят ездить к близким и друзьям по Московскому центральному кольцу (от «Войковской»).

Суть диаметров я, конечно, понимаю, но без конкретики говорить не люблю. Начали разбираться — и не без удовольствия. Проект полезный, интересный, важный.

Два пилотных маршрута МЦД уже готовы к запуску. Первый (МЦД-1): Одинцово—Лобня Белорусского (Смоленского) и Савеловского направлений железной дороги. Второй (МЦД-2): Нахабино—Подольск на базе Рижского и Курского направлений.

Московские центральные диаметры охватят 45 столичных районов и 6 крупных городов Подмосковья. Они позволят улучшить транспортную ситуацию для четырех миллионов человек. В 1,5–2 раза сократится время в пути до работы и обратно для 19% жителей отдаленных районов Москвы и ближайшего Подмосковья. Среднее время поездки через столицу составит 45 минут.

Тарифную систему решено было сделать единой с метрополитеном. Пересадка между Московскими центральными диаметрами, Московским центральным кольцом и метро будет бесплатной. В результате до 50% средств будут экономить на поездках москвичи и до 75% — жители области. Предполагается, что каждый год железнодорожная сеть будет перевозить больше 700 млн пассажиров.

— В проект первых двух диаметров заложено 12 новых остановочных пунктов. Какие-то откроем вместе с запуском движения. Строительство других завершим на следующих этапах. Например, на первых диаметрах построим станцию Петровско-Разумовская, которая обеспечит пересадку на две линии метро и перспективный маршрут третьего диаметра Зеленоград—Раменское. Другой пример — пересадочный узел «Дмитровская». Сейчас железнодорожная платформа есть только на Рижском направлении, и, когда мы построим еще одну на Савеловском направлении, пассажиры смогут с первого диаметра попасть на станцию метро «Дмитровская» и сделать пересадку на второй диаметр, — рассказывает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Действующие станции железной дороги ждет реконструкция

Чтобы пассажирам было комфортно в ожидании поезда МЦД, на платформах появятся тактильная плитка, лавочки, информационные табло, системы голосового оповещения, стойки SOS, навигация, хорошее освещение.

Около станций диаметров реконструируют дорожки, установят велопарковки, освещение, лавочки, урны, высадят газоны и озеленение. Чтобы добираться до станций МЦД пассажирам было удобнее, некоторые остановки автобусов и троллейбусов перенесут ближе к входу.

— При строительстве новых железнодорожных станций и реконструкции существующих прорабатываются проекты благоустройства территорий около них. Новая транспортная система и прилегающие площади будут максимально интегрированы в общее городское пространство, — поясняет Марат Хуснуллин.

Московские центральные диаметры предполагают также развитие инфраструктуры вблизи железной дороги. Так, для удобства пассажиров в проект первых двух МЦД заложено строительство 12 новых подземных и надземных пешеходных переходов. Они не только помогут безопасно перейти через пути, но и станут связующим звеном между районами столицы, разделенными железной дорогой. Как отмечает глава Стройкомплекса Москвы, переходы оснастят всем необходимым для передвижения маломобильных граждан.

— Железная дорога многие годы воспринимается как пригородный, дачный вид транспорта. Запуская проект Московских центральных диаметров, мы поставили задачу сделать электричку полноценным видом городского транспорта, пользоваться которым было бы так же удобно, как метрополитеном. Единый график работы, единый тариф, удобство пересадки и комфортные условия на станциях, уверен, сделают диаметры популярным транспортом как для жителей Подмосковья, так и для москвичей, — добавляет заместитель мэра Москвы.

Фото: transport.mos.ru

Разгрузятся автомобильные дороги, особенно МКАД

Есть мнение, что МЦД — проект для Подмосковья, а не для Москвы. На самом деле это не совсем так. В некоторых районах столицы до сих пор нет метро или станций Московского центрального кольца. Эту роль возьмут на себя диаметры — ведь это фактически то же метро, только наземное. Северный, Дмитровский, Восточное Дегунино, Можайский и Щербинка — полмиллиона человек смогут воспользоваться новым транспортом. Кроме того, в ряде районов Москвы станции метро и МЦК располагаются только в одной части территории, и многим жителям приходится добираться до метро на автобусах-троллейбусах. Теперь их будет обслуживать МЦД. Среди таких районов, например, Лианозово, Алтуфьевский, Кунцево, Бирюлево Восточное и Западное, Коптево, Нижегородский и многие другие районы.

Московские центральные диаметры — это еще и обширная сеть пересадочных станций (на метро, МЦК и другие направления электричек, а также на наземные виды транспорта). В итоге станет свободнее на станциях и в вагонах метрополитена. Потому что те пассажиры из Подмосковья и отдаленных районов столицы, которые до запуска МЦД выходили на первой же пересадочной с метрополитеном станции и там делали пересадку на метро, теперь смогут проехать по диаметру далее по городу, чтобы пересесть уже на пересечении с более подходящей для них веткой метро. До ввода диаметров такая поездка стоила дороже, теперь — по единому тарифу. Например, из Одинцова до Савеловского вокзала цена поездки равнялась 92 рублям; а МЦД будет стоить всего 45 рублей, то есть в два раза дешевле. Тариф Нахабино—Текстильщики вместо 138 рублей составит 45 — экономия уже в три раза!

— Комфортные условия, созданные как на самих маршрутах МЦД, так и на многочисленных пересадочных с метро и МЦК станциях, позволят пассажирам выбирать альтернативные варианты передвижения по городу, — подчеркивает глава Стройкомплекса Марат Хуснуллин.

Разумеется, станет свободнее и на дорогах, особенно в районе МКАД, ведь многие автомобилисты предпочтут поехать на МЦД.

Те, кто живет или работает рядом со станциями МЦД, наверняка тоже выберут этот вид транспорта. В том числе чтобы сэкономить время и не делать пересадки. Вот пример. Если со станции «Волоколамская» синей ветки подземки (одной из самых длинных в плане затрачиваемого на дорогу времени) ехать до Рижского вокзала на метро, то надо потратить почти час и сделать две пересадки. Благодаря МЦД тот же путь — в два раза быстрее, и без пересадок.

Новые точки роста помогут развитию экономики

Запуск Московских центральных диаметров — важное событие не только для пассажиров, но и для города в целом, ведь районы с хорошей транспортной доступностью растут в цене.

— Проект МЦД станет прорывным для всей столичной агломерации. Развитие скоростного транспорта потянет за собой развитие прилегающих к железным дорогам территорий. Это даст импульс к развитию не используемых сегодня площадей, — отмечает Марат Хуснуллин. Благодаря запуску МЦД появятся новые точки роста, а значит, и инвестиции, что положительно скажется на экономике.

За последние 9 лет в столице было открыто 87 станций метро и МЦК. И опыт этих лет демонстрирует, что улучшение транспортной инфраструктуры приводит к удорожанию расположенного рядом с ней жилья. Информация о будущем строительстве подземки может поднять цены на жилье в ближних новостройках на 7–10%, а к моменту ввода станции в эксплуатацию стоимость квадратного метра может вырасти до 20%. Минимальное повышение цен обычно наблюдается в проектах, расположенных на удалении 1–1,5 км от метрополитена, максимальное — там, где дорога до него займет не больше трех минут ходьбы.

— Наличие метро в пешей доступности от жилого комплекса — уже половина успеха для девелопера, — говорит начальник отдела продаж Департамента новостроек ИНКОМ-Недвижимость Юрий Лебедев. — В нашей практике был случай, когда новость о строительстве метро рядом с жилым проектом вызвала резкий всплеск спроса на 18%, а открытие станции увеличило этот показатель до 30%.

Появление нового скоростного рельсового транспорта, то есть МЦД, также сыграет важную роль в капитализации жилья. Причем более существенно с открытием диаметров изменится ситуация в Подмосковье. По мнению экспертов, значительное улучшение транспортной доступности способно повысить спрос на 30–35% в подмосковных проектах, расположенных в 5–10 минутах ходьбы от станций МЦД. При этом, по предварительным прогнозам, в ближайшей перспективе — с развитием сети МЦД — 10% потенциальных покупателей начнут выбирать квартиры в подобных жилых комплексах.

Как рассказали в Стройкомплексе Москвы, в настоящее время уже ведется проектирование еще по двум диаметрам. Следующим этапом станет открытие МЦД-3 — от Зеленограда до Раменского (это Октябрьское и Казанское направления) и МЦД-4 Апрелевка—Железнодорожный (Киевское и Горьковское направления).

— Недавно был согласован маршрут пятого диаметра, который свяжет Павелецкое и Ярославское направления. Сейчас на Ярославском направлении железных дорог строится дополнительный путь, который планируется запустить уже до конца этого года. Со временем он будет отведен под движение МЦД, — добавил Марат Хуснуллин.