Столичные гостиницы пытаются выжить, предлагая оригинальные услуги

Атмосфера «ужастика»: безлюдные коридоры, редкие сотрудники и единичные постояльцы

Гостиничная отрасль — одна из первых пострадавших от пандемии коронавируса и сопутствующих ей карантинов и закрытия границ. Нет туристов — нет и бизнеса: фильм Стэнли Кубрика «Сияние» уже скоро станет реальностью московских отелей. Безлюдные коридоры, редкие сотрудники и единичные постояльцы — так живут, точнее, пытаются дожить до конца карантина гостиницы города, от гранд-отелей мировых сетей до крошечных хостелов. Возможно, переоборудование гостиниц под карантинные обсервации или общежития для медиков — не такая уж и плохая идея.

Атмосфера «ужастика»: безлюдные коридоры, редкие сотрудники и единичные постояльцы

В огромной пятизвездочной гостинице в центре Москвы вечером горит всего несколько окон. На одном этаже: остальные законсервированы до лучших времен. Если хочется с комфортом «самоизолироваться», это нынче недорого: 7200 рублей в сутки за двухместный люкс с гостевой комнатой. Еще в начале года было чуть ли не на порядок выше. Заняты при этом на том самом единственном этаже всего пять номеров. Сотрудников «на вахте» — тоже пересчитать по пальцам двух рук. Свет в холле притушен. Гробовая тишина.

Вот он, друзья-москвичи, шанс дешево пожить в пятизвездочном отеле. Вчера было слишком дорого, а завтра — кто его знает: может быть, не будет и самого отеля?

- Мы пока что распущены по отпускам за свой счет, - рассказывает Александр, сотрудник отеля. - Началось все в конце февраля, когда в Китае вовсю запустили карантин, а в Италии началась вспышка коронавируса. Тогда мы потеряли сразу процентов 30 постояльцев. Но духом не падали, потому что новые бронирования были. Но дальше начался ад: одна за другой закрывались границы, все отменяли бронь, загрузка падала сначала до 30%, а сейчас хорошо, если 5% номеров заселены. Сейчас у нас живут только немногочисленные командировочные из регионов России.

Режим жесткой экономии, который ввели в отеле, предполагает максимальную экономию на закупках — это можно почувствовать, скажем, за завтраком, - и, конечно, на зарплате работников. «Оптимизацию» проводят, как рассказывает Александр, полюбовно: кто планово уходит в отпуск, тому он остается оплаченным, кто внепланово, из-за недозагруза — те за свой счет. «Все понимают, что бросаться заявлениями и бодаться сейчас не время, - говорит сотрудник гостиницы. - Мы все надеемся, что наш отель это переживет, ведь он один из крупнейших и самых солидных в Москве. С другой стороны, нам с нашей специальностью идти все равно некуда. Так что все мы ждем лучших времен».

В небольших и менее престижных гостиницах все жестче: так, в одном из частных трехзвездочных отелей на окраине города вместо отпусков за свой счет — сразу увольнения 20% сотрудников, остальные пока что выходят на работу — правда, с половинным окладом. Владелец гостиницы, как рассказывает собеседница «МК» из числа действующего персонала, пробует альтернативные методы выживания. Например — открыл почасовую аренду номеров (и рекламирует эту новую услугу среди жителей соседних районов при помощи листовок).

- В последние дни марта довольно много людей снимали номера по часам, - рассказывает сотрудница отеля. - Разумеется, это все сплошь парочки. 30 марта, когда всех обязали сидеть дома, был провал. А с 1 апреля опять пошли, хотя и меньше. Хоть какие, но деньги.

Официально снять двухместный номер в этой гостинице стоит 1600 рублей в сутки (напомним, эта цена была сказочно низкой даже для региональных гостиниц еще несколько месяцев назад). За час (но сугубо неофициально) берут вдвое дешевле — 800 рублей. Учитывая, что большинство номеров из эксплуатации пока выведено, чтобы не убирать их лишний раз, одну и ту же комнату можно сдать раза 2 — 3 в сутки и получить чуть большую прибыль.   

Что касается микроотельеров — тех, кто сдавал туристам собственную квартиру — то у них клиенты кончились вовсе. Зато и затраты не так велики — сотрудникам, например, платить не нужно. «Не получилось из меня бизнесмена, - смеется Артем Паличев, хозяин «двушки», который только в феврале завершил масштабный ремонт квартиры под сдачу туристам. - Вложил около миллиона, гостей нет и будут неизвестно когда. Но ничего, зато если по итогам этого карантина опять разведусь, мне останется хороший ремонт».

- Трудности отельеров сейчас не зависят от масштаба их бизнеса, - пояснил «МК» Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России. - Коллапс туризма коснулся как крупнейших гостиниц, так и маленьких отелей. Часть уже закрывается и увольняет сотрудников, другие протянут до середины апреля, кто-то до майских. Выживут в любом случае не все. Кто окажется более живучим — зависит от менеджмента, от того, какие есть резервы и активы. Например, принципиально важно, владеет отель зданием, где расположен, или арендует свои помещения у города или другого собственника. В первом случае гостиница будет платить налог, во втором аренду — и нужно считать, какая цифра разорительнее.

По словам Прасова, крупные гостиницы сейчас даже в худшей ситуации, чем мелкие: они по своему размеру не относятся к категории «малого и среднего бизнеса», а потому им не положена обещанная государством поддержка в виде налоговых и кредитных каникул и кредитов на заработную плату. Мировой бренд тоже не спасает: все без исключения отели мировых сетей в России принадлежат отечественным инвесторам, а сеть выступает в роли франчайзера и управляющей компании.

Рестораторы и отельеры уже направили обращение к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой принять срочные меры для спасения отрасли. В число этих мер входят налоговая отсрочка до конца года и вычет по налогам за 2021 год на сумму ущерба в 2020-м; каникулы по страховым взносам, а также субсидирование отелей и ресторанов на сумму 2/3 заработка сотрудников для сохранения рабочих мест. Кроме того, представители отрасли просят субсидировать им коммунальные платежи (ведь даже без постояльцев гостиница постоянно потребляет электричество, воду и, главное, тепло), а также ввести мораторий на проверки, открыть льготное кредитование для предприятий отрасли и оптимизировать законодательство.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру