Метро придет во все районы

Московские градостроители ставят главной задачей отличное транспортное обеспечение всех районов столицы

Строительство станций метро, дорог, школ, поликлиник продолжится в Москве уверенными темпами. Правительство города утвердило Адресную инвестиционную программу (АИП) на 2022–2024 годы. В документе сохранены преемственность и приоритеты политики развития российской столицы, определенные в 2011 году. Статистические показатели впечатляют: в трехлетний период за счет городского бюджета планируется построить больше 700 объектов.

Москва остается одним из наиболее динамично развивающихся мегаполисов мира — с начала 2021 года в столице ввели более 10 млн «квадратов» недвижимости и свыше 50 социальных объектов различного назначения. И эти показатели ежемесячно растут: город не прекращает строиться.

О подробностях Адресной инвестиционной программы, а еще — о планах по дальнейшему переселению москвичей в новые дома, о презентации самых интересных проектов на престижной международной выставке Expo Real в Мюнхене — читайте в нашем специальном выпуске.

Московские градостроители ставят главной задачей отличное транспортное обеспечение всех районов столицы

Традиционно развитие транспортной инфраструктуры является крупнейшим разделом Адресной инвестиционной программы. Речь идет как об объеме затрачиваемых средств, так и об ожидаемых результатах. И, конечно, горожан больше всего интересует строительство метро, поэтому подземке мы уделили немало внимания. Впрочем, и о магистралях не забыли.

Большую кольцевую линию запустят раньше срока

К 2023 году замкнется Большая кольцевая линия (см. схему), которая станет основой для дальнейшего развития сети скоростного транспорта Москвы на ближайшие полвека. Журналисты «МК» помнят, как лет 15 назад о таком глобальном проекте эксперты если и заявляли, то лишь в качестве футуристического. Например, работающие в Правительстве транспортники предполагали, что Большое кольцо замкнется к 2050 году, что, в принципе, по тем временам тоже было неплохим прогнозом. К счастью, будущее наступило гораздо раньше, чем заявляли оптимистичные специалисты.

«Завершить работы по строительству Большой кольцевой линии (БКЛ) метро в столице планируется на год раньше срока — в 2022 году», — сообщил заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв на заседании комиссии Мосгордумы по градостроительству, государственной собственности и землепользованию.

В этом году запланирован запуск 10 станций Большого кольца. «Это беспрецедентный случай, когда для пассажиров одновременно откроется сразу десять станций метро. Таким образом, большая часть нового кольца будет уже работать, а в следующем году — на год раньше планируемого срока — мы полностью замкнем эту линию», — сообщил Бочкарёв.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (инжиниринговый холдинг выступает генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком строительства новых линий и станций столичного метрополитена) Юрий Кравцов на днях сообщил, что на каждой станции БКЛ, готовящейся к вводу в этом году, смонтировано 55 инженерных систем, обеспечивающих их полную интеграцию друг с другом и объектами действующего метро, поддерживающих их функционирование и надлежащий уровень транспортной безопасности для пассажиров и персонала служб метро.

Остальные слова будут лишними: рассматривайте схему, изучайте, как удобнее вам будет добираться из дома на работу, в гости, в магазины и так далее.

Пройдемся по линиям: плюс 25 станций

За три года планируется завершить строительство участков Калининско-Солнцевской линии от станции «Рассказовка» до «Внуково», Сокольнической ветки от «Коммунарки» до «Новомосковской», Люблинско-Дмитровской линии между станциями «Селигерская» и «Физтех», а также Троицкой линии − от станции «ЗИЛ» до «Коммунарки». «Кроме того, планируется начать строительство участков Рублёво-Архангельской, Бирюлёвской и Арбатско-Покровской линий», — добавил Бочкарёв.

Троицкая линия метро, участок которой от станции «ЗИЛ» до «Коммунарки» планируется запустить к 2025 году, существенно изменит транспортную ситуацию для жителей Новой Москвы. Она протянется от Московского центрального кольца в Новомосковский административный округ до поселка Коммунарка и далее до Троицка. Общая протяженность линии составит порядка 40 километров.

Очень скоро подземка придет и к аэропорту Внуково. Сейчас авиапассажиры, впрочем, не очень обижены, поскольку могут добраться на аэроэкспрессе. Но метро, согласитесь, еще удобнее.

Участок Калининско-Солнцевской линии от «Рассказовки» до аэропорта Внуково пополнится двумя станциями: «Пыхтино» и «Внуково». Станция «Пыхтино» располагается вдоль Боровского шоссе. Основной пассажиропоток станции рассчитан на деревню Пыхтино и жилой комплекс «Солнцево-Парк». Длина станции — 160 метров. Заявленный тип станции — наземная крытая полуподземная. Одна путевая стена будет глухой, на ней хотят расположить «хронологическую ленту» с чертежами самолетов. Вторую стену хотят сделать панорамной, остекленной. На обеих станциях, которые планируется открыть в 2023 году, будет авиационная тематика.

Бирюлевская линия метро: когда ждать открытия?

Вот уж кто ждет метро, так это жители Бирюлева. Обычно добираться на работу и домой жителям района приходится на электричке, машине, но... ни разу не метро. «Да что ж, мы не москвичи, что ли? Живем же в российской столице!» — справедливо возмущаются бирюлевцы.

Еще 12–15 лет назад о строительстве линии метро в Бирюлеве и речи не было. Считалось, что жителям отдаленных районов достаточно рейсовых автобусов, маршруток, электричек...

И вот, наконец, хорошие новости: район получит собственную ветку метро. На участке от МЦК (где, кстати, в перспективе можно будет перейти на Троицкую линию) до Бирюлево длиной 22,2 км разместятся 10 станций с рабочими названиями: «ЗИЛ», «Остров мечты», «Кленовый бульвар», «Батюнино», «Москворечье», «Кавказский бульвар», «6-я Радиальная улица», «Липецкая», «Загорье», «Бирюлёво». Новая линия пройдет по территориям семи районов города: Даниловский, Нагатинский Затон, Москворечье-Сабурово, Печатники, Царицыно, Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное.

Бирюлевская линия метро имеет потенциал для продления в Щербинку Новой Москвы. В районе станции «Битца» будет пересечение с железной дорогой и соединение со вторым Московским центральным диаметром и возможностью дойти до Щербинки, а оттуда сделают ответвление в сторону Новой Москвы.

Дорога, дорога, ты знаешь так много...

О пустых дорогах с редкими машинами сейчас напоминают лишь кадры из советских фильмов. Инженеры, проектировавшие дорожную сеть Москвы несколько десятилетий назад, и помыслить не могли, чем обернется для столицы лучевая система магистралей. И ладно бы эти «лучи» соединялись, как паутина, многочисленными поперечными связками. Тогда сейчас мы, наверное, не страдали бы от утомительного простаивания в пробках и многокилометровых перепробегов...

В последние десять лет столичное Правительство старается решить эту проблему: в городе ежегодно строится до 100 километров дорог. В 2022–2024 годах планируется ввести в эксплуатацию 285,6 км дорог, 89 искусственных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад) и более 50 пешеходных переходов. Ведется строительство Северо-Восточной хорды и основных участков Юго-Восточной хорды и Южной рокады, уже активно используется автомобилистами полностью готовая Северо-Западная хорда.

О необходимости создания в Москве хордовых магистралей заговорили в первой половине XX века. В 1930-х годах вопрос прокладки хорд поднимал известный планировщик, специалист по градостроительству Анатолий Якшин, в 1970-х идею развивали его ученики, включая Александра Стрельникова. Прогнозируя рост числа автомобилей, авторы генерального плана Москвы 1971 года предусмотрели, помимо МКАД и Садового кольца, 2 новые кольцевые и 4 скоростные хордовые магистрали. Однако проекты хорд остались на бумаге, а многие участки, где они должны были пролегать, были застроены. В середине 2000-х годов в рамках разработки проекта Четвертого транспортного кольца в Генеральный план Москвы были заложены две хордовые трассы — Северная и Южная рокады, которые обеспечили бы сообщение с Третьим транспортным кольцом, попутно разгрузив как центр города, так и МКАД.

Слишком много колец — дело затратное

После отказа от строительства Четвертого транспортного кольца, проект которого оценивался в 1 триллион рублей, московские власти вернулись к идее хордовых магистралей. Весной 2012 года мэр Москвы Сергей Собянин представил президенту Дмитрию Медведеву проект развития транспортной инфраструктуры московской агломерации, предусматривающий создание внутри МКАД трех хордовых направлений: Северо-Восточной и Северо-Западной хорд и Южной рокады, образующих незамкнутую кольцеобразную систему с выходами на МКАД. В дальнейшем к ним добавилась Юго-Восточная хорда.

Северо-Западная хорда — новая магистраль, которая связала четыре округа столицы: Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный. Она прошла от Сколковского до Ярославского шоссе. Длина хорды — 83 км. С запуском хорды разгрузились на 15% в среднем вылетные магистрали — Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублевское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе. Снижена транспортная нагрузка на ряд центральных улиц, Третье кольцо, МКАД и прилегающие участки вылетных магистралей.

Северо-Восточная хорда — это новая магистраль, которая свяжет три округа столицы: север, восток и юго-восток. Дорога длиной 106 км пройдет от новой трассы М-11 «Москва — Санкт-Петербург» до Косинской эстакады (развязки МКАД с магистралью Вешняки — Люберцы) и соединит крупные автомобильные магистрали — шоссе Энтузиастов, Измайловское, Щелковское, Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское и Открытое.

С запуском хорды снизится транспортная нагрузка на вылетные магистрали, центр города, МКАД и Третье транспортное кольцо в восточном секторе столицы, сократится протяженность перегруженных участков магистралей на 71 км и общегородской пробег на 40 тыс. машин в час, улучшится экологическая ситуация в районах Богородское, Сокольники и Басманный.

Кроме того, хорда обеспечит транспортное обслуживание реорганизуемых 10 промзон на востоке и юго-востоке столицы и позволит создать дополнительные въезды-выезды из города на федеральные автомобильные дороги Москва — Ногинск — Казань, Москва — Санкт-Петербург и МКАД.

Южная рокада обеспечит диагональную связь между западной, южной и юго-восточной частями города, разгрузит МКАД, Третье транспортное кольцо в южном и юго-восточном секторе города и центр Москвы.

По проекту Южная рокада пролегает от МКАД к Каширскому шоссе по Рублевскому шоссе, Аминьевскому шоссе, улице Лобачевского, улице Обручева, Балаклавскому проспекту и Кантемировской улице. В первый участок Южной рокады вошли Рублевское шоссе, улица Лобачевского, улица Обручева и Балаклавский проспект. На участке была проведена реконструкция дорог, построены развязки на пересечении Рублевского шоссе с улицами Академика Павлова и Маршала Тимошенко и на пересечении улицы Лобачевского с Мичуринским проспектом. На участках Рублевского шоссе от Можайского шоссе до проспекта Вернадского и от Ленинского проспекта до Чертановской улицы была организована выделенная полоса для общественного транспорта, а его остановки были вынесены в заездные карманы. Для движения автотранспорта по районам без выезда на основную трассу были проложены боковые проезды.

Остается добавить, что сеть хордовых трасс, сформированная в срединной части города, позволит существенно улучшить дорожную обстановку в Москве и снизить объемы вредных выбросов в атмосферу от автотранспорта.

Прогноз предполагает развитие города по сценарию

Это только кажется, что жизнь города идет по накатанному пути. Ведь как рассуждают москвичи? «В районе началось строительство магистрали — ну и правильно, пробки всем надоели!» «Власти пообещали, что к нам придет метро, — ну наконец-то, заждались!»

Специалисты же всегда просчитывают сценарий социально-экономического развития Москвы на среднесрочную перспективу с учетом ожидаемых внешних условий. Приоритеты экономической политики города остаются неизменными и ориентированы на развитие городской инфраструктуры, на создание условий для привлечения инвестиций, на распространение практики государственно-частного партнерства, на оптимизацию расходов и увеличение доходов бюджета и на улучшение качества жизни в городе. Основным драйвером развития в Москве является Адресная инвестиционная программа, поясняют в столичном Правительстве.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За счет АИП в 2022–2024 годах запланировано строительство 720 новых объектов, в том числе:

■ 25 станций метро

■ 285 км дорог

■ 213 социальных объектов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру