За чистку машины от снега в Москве начали брать по 4000 рублей

"Приезжаем втроем"

После снегопада 18 декабря, который, по данным Гидрометцентра, побил рекорд 1941 года, столица на время превратилась в Берендеево царство — только наполненное людьми и транспортом. По обочинам дорог и во дворах появились так называемые снежные валы, а по сути гигантские сугробы. Осадки такого масштаба не считаются штатными, так что усилий дворников и уборочной техники не хватает. Зато сами москвичи проявляют чудеса самоорганизации и делают наш город снова проезжим — не без выгоды для себя.

"Приезжаем втроем"

За одни сутки 18 декабря снежный покров вырос до 38 см. За несколько дней сугробы выросли на 43%, такой снежный покров привычен для февраля и уже давно не является обычным в Москве перед Новым годом. Формально побит снежный рекорд декабря 1941 года — хотя, конечно, с тех пор снежные зимы были, просто цифры глубины снежного покрова могли немного не дотягивать до первой военной зимы.

По данным правительства Москвы, на снегоборьбе работают чуть менее 120 тысяч человек и более 12,5 тысячи единиц техники, в столице объявлена «оранжевая» погодная опасность. В реальности в воскресенье это выглядело как пробки на всех дорогах на ровном месте — проехать по городу было непросто, еще сложнее найти не заметенное снегом парковочное место.

В понедельник ситуация стала еще жестче: несколько раз сообщалось о задержках трамваев в разных концах города. Причины однотипные: на обочине дороги застрял автомобиль, частично перекрывший проезд общественному транспорту. По счастью, проблему часто удается решить простым способом: десяток пассажиров легко выталкивают помеху на дорогу. Таким же методом придают ускорение и застрявшим на обочинах автобусам и электробусам.

Современная система обращения со снегом в Москве подразумевает его уборку на улицах и дорогах «до асфальта» — и это, конечно, безальтернативно механизированная на большей части покрытия уборка. Грузовики коммунальных служб ножами-отвалами сдвигают снег к кромкам тротуаров, одновременно счищая то, что осталось, круглыми щетками. Так вдоль проезжих частей появляются те самые длинные сугробы — а говоря официальным языком, снеговые валы. Которые ждут, когда подъедут уже более медленные снегоуборщики-погрузчики и самосвалы, которые соберут этот снег и вывезут на снегоплавильные пункты.

По тротуарам улиц тем временем двигаются трактора или мини-уборочные машины «Жилищников» — они проделывают ту же самую операцию с тротуарами, формируя еще один снеговой вал, только поменьше, и на внутреннем краю тротуара. Оттуда, как правило, снег не вывозят до весны — нечем.

Территория дворов (где не может проехать трактор) — место работы уже для тех, кто расчищает снег лопатами или бензиновыми машинками, сбрасывающими снег на газон. С неизбежной поправкой на аврал (убрать всё за один день нереально, да и за два тоже) вся эта система работает довольно стройно.

Однако проблемы возникают там, где траектории разных систем очистки пересекаются. Например, пешеходная дорожка пересекает внутренний проезд (который расчищается трактором). В обычное время проблем тут нет, а во время и после обильного снегопада оказывается, что на пути пешеходов возник снежный бруствер высотой не менее полуметра. В котором некому проделывать проход: это место не в компетенции дворников, а трактор свою работу на проезде выполнил хорошо.

— Пришлось вернуться домой, не смогла преодолеть сугроб, — рассказала «МК» Татьяна Шабулина, жительница района Щукино. — Те, кто помоложе, просто переходят «вброд», а я перейти такое не смогла. Звонила в диспетчерскую, там говорят, что это не их зона ответственности.

Сказать, что коммунальщики ленятся, никак нельзя: они заняты именно очисткой снега (ввиду скорой оттепели — еще и с крыш домов). И упрекнуть тоже не получится: сочленение действительно «ничье». Но решить это недоразумение помогает, как сообщили «МК» жители востока Москвы, обычная пятисотрублевка. Можно и переводом через банковское приложение. Должным образом замотивированные уборщики могут проделать проход в снежном вале и во время перекура.

— Вторую неделю выходных нет, до Нового года, наверное, и не будет, — рассказали «МК» сотрудники «Жилищника» в СВАО. — Главная проблема сейчас — это бензин и лопаты.

Бензин нужен для моторизованных снегоуборочных «тележек» (тех самых, что вызывали раньше злость у жителей из-за шума). Точнее, он есть, но его экономят. В каждой управляющей компании, где есть такая техника, есть свои хитрости, но в целом актуален главный вопрос советских автобаз: как быть, чтобы не сливали? Ведь бензин из снегоочистителей — это живые деньги, например, для таксиста...

— У нас система примитивная, есть лимит бензина на смену, — рассказал «МК» инженер одного из «Жилищников». — Если в лимит не укладываешься — дальше работай лопатой.

И тут вторая проблема: лопаты хороши тоже не всякие. «Закупили в этом году пластиковые, как в прошлом, — больше половины уже сломались, — рассказал собеседник «МК». — У кого есть старые алюминиевые или стальные лопаты — ходят как короли, у них ничего не ломается. Но мы уже подумываем, чтобы вспомнить старину и сварить цельнометаллические прочные лопаты самостоятельно».

Как и в прошлые годы, активизировался сезонный мелкий бизнес: люди, готовые за умеренные деньги раскопать соседям (или даже жителям другого района) машину или прочистить дорожку. Обещают приехать быстро и работать с огоньком.

— В воскресенье десятерых осчастливил, достал машины из сугробов, — рассказал Василий, берущий за одну извлеченную единицу транспорта от 1200 до 4000 рублей, в зависимости от размеров ее и сугроба. — Занимает времени примерно минут 40: нас работает трое, приезжаем, быстро окапываем, проделываем выезд и извлекаем машину.

Для работы на обочинах оживленных трасс «волонтеры» запаслись формой, очень похожей на одежду коммунальщиков, и ограничивающими конусами. В сочетании с автомобилем — белой «буханкой» — создается полное впечатление, что эти люди — откуда надо люди.

— Одна была неудача вчера, когда хозяин очень торопился и хотел к тому же заплатить поменьше, — рассказывает Василий. — Уговорил нас дернуть его тросом и «не париться». Оторвали человеку бампер, но мы предупреждали и даже на камеру для подстраховки записали его согласие. Он так расстроился, что раздумал куда-то ехать дальше...

Еще одна востребованная сейчас услуга — это экспресс-доставка снеговых лопат. Минимальная цена на что-то пригодного прибора — 2000 рублей. Зато и махать лопатой придется самостоятельно (и довольно долго). Но самый дешевый вариант — это, конечно, дождаться скорой оттепели: она не за горами, 21 декабря уже обещают плюс.


Антон Размахнин

 

МЕЖДУ ТЕМ

Подмосковные дорожные службы продолжают работать в авральном режиме. На ликвидацию последствий снегопада в Подмосковье брошено более 3 тысяч единиц спецтехники. Но если бы не энтузиазм жителей региона, в понедельник утром все пошли бы по своим делам не по заботливо проложенным лопатами дорожкам, а через 30-сантиметровые сугробы.

За два дня цены на лопаты на маркетплейсах выросли на 200–400 рублей. Как отмечают менеджеры интернет-площадок по продаже различных товаров, наибольшим спросом пользуются сейчас автомобильные варианты с регулируемыми телескопическими ручками и металлическими скребками. Правда, есть возвраты — покупателям в основном не нравятся китайские образцы, у которых очень плохо работает раздвижной механизм ручек.

Чтобы вытащить своих соседей на борьбу со стихией, в Химках неизвестный разместил на подъездных дверях объявление весьма креативного содержания: «ИНТИМ не предлагаю. А предлагаю всем жильцам нашего дома дружной компанией выйти с лопатами для очистки территории двора от снега».

Но есть и дворы, где люди откровенно устали. В соцсетях один из жителей Можайска выложил сообщение следующего содержания:

«Дорогая администрация, не хотите ли вы отправить хотя бы один трактор на улицу Коммунистическая? За последний месяц снег не убирали ни разу, почему местные жители должны чистить всю улицу сами?»

Меж тем региональное министерство ЖКХ сообщает, что в субботу и воскресенье на «высокоинтенсивных участках дорог» было проведено до пяти циклов уборки. Во дворах уборочная техника тоже работала, но порой там доходило до смешного. Огромные кучи снега, которые нагребли экскаваторы, стали мешать проезду и проходу людей.

— Эта куча мало того, что перекрыла выезд крайним машинам, так еще с нее валится снег на дорогу к прокуратуре, — посетовала жительница Щелкова Инна Васильева. — Также просим почистить дорогу сзади дома между ним и торговыми рядами «Клязьма».

А вот у ее соседей другая боль. Они в обиде не на коммунальщиков, а на автомобилистов.

— Вчера все почистил трактор, дворники чистили вокруг машин, зато потом водители повыходили из дома, постряхивали весь снег с машин на расчищенную дорогу и уехали, — жалуется Федор Зимин.

По мнению сотрудников управляющей компании, куда Зимин уже обращался, вопрос этикета водителей нужно выносить на общее собрание. Никогда еще не было столько снега, чтобы после чистки одной машины мог появиться огромный сугроб. А сейчас же это действительно стало серьезной проблемой. И если водители сами не хотят доносить снег до участков с деревьями, значит, надо ставить этот вопрос на всеобщее обсуждение.

Судя по открытым вакансиям на сайтах поиска работы, «дополнительные» дворники нужны сейчас как минимум в 30 городских округах Московской области. Зарплата везде разная — от 20 до 50 тысяч рублей.

— В дворники сейчас не хотят идти даже мигранты, потому что зарплата маленькая и фиксированная, им гораздо выгоднее стало работать курьерами и таксистами, — пояснили «МК» в одном из подмосковных центров занятости.


Светлана Репина

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28936 от 20 декабря 2022

Заголовок в газете: Если снег оказался вдруг

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру