Закон вышел из берегов

Жителям Успенского в Одинцовском районе предложили бросаться с моста в Москву-реку

Еще 12 августа прошлого года Владимир Путин издал указ о том, что 2013 г. объявляется в России Годом экологии и защиты окружающей среды.

В любой другой стране мира, где нет такой вертикали власти, как у нас, об этом только бы и знали, что президент да его помощники. А у нас чиновники будто всю жизнь ждали этого документа.

Минприродопользования составило план мероприятий, в правительстве прошло мощное заседание оргкомитета с назначением должностных лиц, исполнителей и их служебных окладов...

То есть на этот раз все должно было сработать, ведь мать-природу и впрямь пора спасать, дальше отступать уже некуда.

Но не сработало. Выполнение указа застряло на берегах Москвы-реки, в аккурат под резиденцией «Ново-Огарево», где он и подписывался...

Жителям Успенского в Одинцовском районе предложили бросаться с моста в Москву-реку

В принципе защищать экологию всем миром нам нужно было еще лет 20 назад. Сегодня в Подмосковье около 80 процентов береговых полос водоемов уже захвачено частными компаниями.

Чаша сия не миновала и жителей сельского поселения Успенское Одинцовского района. Еще 6 лет назад они вдруг узнали, что маленький кусочек природы — три Шереметьевских пруда и речка Серебрянка — оказался в собственности бизнесменов. Кроме того, селяне деревень Уборы, Дубцы и еще 20 населенных пунктов остались без свободного доступа к протекающей рядом Москве-реке. Причина все та же: неуемные аппетиты частного бизнеса...

Об этой ситуации «МК» рассказывал почти год назад в материале «Вилами по балде». Что изменилось? Ведь местные жители и туристы из Москвы начисто лишены (или вот-вот лишатся) возможности общения с природой!

Ровным счетом ничего, воз и ныне там. Судебная система раз за разом занимает сторону ОАО «Банк ВТБ» — нынешнего собственника земельного участка 103,2 га, трех прудов, речки-ручья Серебрянки и береговой полосы Москвы-реки.

★★★

— Уже который год пытаемся через суд отменить кадастровую регистрацию этого земельного участка, — поясняют жители села Уборы Кирилл Суворов и Владимир Горелов. — Три водоема, вытекающая из них Серебрянка являются федеральной собственностью и по Водному кодексу РФ не подлежат приватизации. Вдобавок участок вплотную примыкает к Москве-реке, нам не оставили полагающейся по закону 20-метровой полосы для доступа...

Казалось бы, при таком возе нарушений федерального законодательства судебное дело против влиятельной финансовой структуры и выеденного яйца не стоит.

Но не все так просто в нашей жизни. Жители Успенского почти во всех судебных инстанциях терпят сокрушительное фиаско.

Не раз и не два у лидеров инициативной группы Кирилла Суворова и Владимира Горелова в отчаянии опускались руки. С кем тягаются? Кто для российской судебной машины они и кто — банк ВТБ?

Но всякий раз что-то случалось, что опять вселяло надежду на справедливость. Последний такой случай в подмосковном регионе произошел сравнительно недавно с усадьбой «Архангельское». Уникальный памятник истории и культуры от посягательств крупного капитала отстоял простой служащий музея Евгений Соседов — сегодня он считается если не национальным, то подмосковным героем.

★★★

В Успенском мечтают повторить гражданский подвиг Жени Соседова. Если кто не знает эту историю со счастливым концом, мы ее вкратце расскажем. Каким-то чудом (в нашей стране это именно так) Евгению удалось оказаться на встрече Владимира Путина с молодыми политиками. И там он поставил перед ВВП вопрос ребром: уникальную усадьбу «Архангельское» «прихватизировали» и застраивают частные компании, конкретно — известный олигарх Виктор Вексельберг.

— Я с ним поговорю, — пообещал президент, — ситуация там изменится.

И ведь действительно поговорил! Мужик сказал — мужик сделал! Уже через пару дней потенциальный застройщик, что называется, смотал удочки, освободил территорию. Теперь «Архангельское» со своими лугами и долами, историческими и архитектурными достопримечательностями, как и прежде, принадлежит народу.

Вот так бы обернулось и в Одинцовском районе! Местные жители утверждают, что от самого Звенигорода и до Москвы береговая линия «схвачена» частным капиталом, простые люди лишены доступа к спасительным во время жары водоемам.

★★★

Может, мы сгущаем краски, и не все так драматично? Чтобы наглядно представить степень «закрытости» прудов и речушек села Уборы, процитируем бесстрастное письмо Одинцовской городской прокуратуры от 29 июля 2009 г.

Итак, выездная ее проверка с привлечением сотрудников Роспотребнадзора, Росприроднадзора и администрации сельского поселения Успенское установила, что на левом берегу Верхнего Шереметьевского пруда (это один из трех прудов, которые пытаются отстоять от приватизации местные жители. — Ред.) установлен забор до уреза воды, проезд к пруду невозможен.

Вдоль правого берега означенного водоема возвышается решетчатый забор на расстоянии 1 метр от уреза воды.

Под навесным мостом между двумя берегами тоже имеется забор, установленный в воде. Кроме того, на левом берегу пруда вверх по течению от навесного моста установлен металлический забор, перегородивший проход к берегу.

Вот что вытворяют частные компании с водоемами. Как мы уже сказали, все три каскадных Шереметьевских пруда и речка-ручей Серебрянка являются федеральной собственностью и по Водному кодексу РФ не подпадают под куплю-продажу.

★★★

Знает ли об этом Путин или Медведев? По идее, должны знать. Продекларировав 2013-й Годом защиты экологии, они наверняка изучили самые проблемные территории в стране и, уж конечно, краем глаза обратили внимание на сельское поселение Успенское. Не могли не обратить! Ведь резиденция президента «Ново-Огарево» и «штаб-квартира» премьера — буквально в двух шагах от описываемых нами мест.

Вы не поверите, из домов жителей села Уборы и деревни Дубцы видна вертолетная площадка, на которую Дмитрий Анатольевич приземляется всякий раз, когда после напряженного рабочего дня возвращается из Белого дома на Краснопресненской набережной.

Вниз по течению Москвы-реки, в каком-то километре, — «Ново-Огарево», где обитает Владимир Путин. И его вертолеты тоже часто барражируют в небе Успенского.

Казалось бы, здесь должны царить справедливость и торжество закона. Если где-то в Сибири или в Якутии еще порой и можно допустить ротозейство и коррупцию чиновников, то тут — страшно и подумать!..

Между тем по части экологического беспредела в Успенском происходит то же самое, что и в огромной России, а может, и похлеще. От сбрасываемых нечистот в ближайшие водоемы — их берега обросли коттеджными городками, которые свои «продукты жизнедеятельности» спускают прямо в воду, под резиденцию Медведева, — стоит хронический вонизм. В самих реках рыба давно подохла — и от нее до сих пор чувствуется крепкий запашок.

По сообщению межрайонной природоохранной прокуратуры, общий ущерб от гибели рыбы в каскаде Шереметьевских прудов в результате их загрязнения вблизи с. Уборы составил ни много ни мало 285 616 рублей.

Однако за этой констатацией фактов ровным счетом ничего не стоит. Разбираться в ситуации, почему происходит именно так, а не эдак, скорее всего никто не будет.

★★★

Спрашиваю моих собеседников: раз уж они такие близкие соседи с первыми лицами государства, не пытались ли прорваться к ним на прием прямо в резиденцию? Попытка — не пытка, зато ситуация наверняка изменилась бы еще быстрее, чем в «Архангельском»?..

Отвечают, что нет, не пытались, да это и бесполезно: охрана, секьюрити на каждом шагу. «Хотя вблизи от их апартаментов доступ к водоемам никак не ограничен: приходи, купайся, лови рыбку большую и маленькую. Тебе слова никто не скажет…»

— Недавно была прямая линия ВВП с народом, он больше четырех часов отвечал на каверзные вопросы аудитории, — говорит Кирилл. — Мы еще за несколько дней до ее проведения позвонили и передали вопросы операторам, дежурившим на линии. Начался прямой эфир, наши вопросы президенту не попадают. Снова начали звонить, но в эфир так и не прорвались. В Год экологии, которым в России объявлен 2013 г., президенту не задали ни одного вопроса по охране окружающей среды. А вопрос телезрителя об укусе пчелы прозвучал на всю страну…

★★★

Словом, Соседова из Суворова и Горелова не получается. Однако переквалифицироваться из защитников родного края (первый в тех местах живет в третьем поколении, а второй — в пятом!) они не планируют.

Да и как можно капитулировать перед чиновниками, если правда и закон на стороне простого человека, в данном случае — жителей поселения Успенское?! Лишь по каким-то таинственным причинам это в упор не видят ни органы прокуратуры, ни судебная система.

Еще в 2007 г., когда 103,2 га одинцовской земли с водоемами федерального значения «отошли» частной компании, местная прокуратура не усмотрела в этом никакого нарушения закона — о чем в письменной форме и уведомила жителей окрестных деревень.

А 14 сентября 2011 г. сама возбудила иск против ОАО «Банк ВТБ», подала его в Одинцовский городской суд. То есть в 2007 г. нарушения не выявлены, а через четыре года (под активным нажимом все тех же Суворова и Горелова) уже стали основой обращения в суд. Но чудеса! Суд в августе 2012 г. прокуратура… проиграла!

— При этом судебная волокита шла почти год, с сентября 2011 по август 2012 г.! — говорят мои собеседники. — Только через полтора месяца состоялось первое заседание. Затем прокуратура внесла уточняющие обстоятельства — суд, естественно, перенесли: возникла острая необходимость в истребовании новых документов. После чего была назначена тщательная землеустроительная экспертиза, которая длилась около 8 месяцев... Но оставалась надежда.

После поражения в суде защитники природы не сомневались, что надзорный орган со всех ног кинется спасать честь мундира, немедленно подаст апелляцию в областной суд: ведь одинцовская Фемида выносила вердикт и впрямь с завязанными глазами. Раз на участке в 103,2 га нет признаков строительства, посчитала она, то нет и самого дела, Суворов и К° просто морочат голову.

Но прокуратуру-то на мякине не проведешь, она законы знает почище любого! Еще 11 марта 2011 г. прокуратура МО сообщала в Успенское, что в связи с выявленными нарушениями законодательства, она, прокуратура, намерена обратиться в Арбитражный суд области об истребовании из незаконного владения ОАО «Банк ВТБ» водных объектов. А также о признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности «Банк ВТБ» на земельный участок — в письме указывался его кадастровый номер.

Было это ровно за полгода до того момента, как одинцовская прокуратура созрела и обратилась с долгожданным иском в городской суд о восстановлении, как говорится, статус-кво.

Получается, и областные, и городские прокуроры выступили единым фронтом против нарушения закона. И если дело срочно не решить, то не сегодня завтра к водоемам придут бульдозеры: целевое назначение участка — строительство на нем многофункционального комплекса с элементами жилья.

Так резонно полагали в Успенском и с нетерпением ожидали обещанного: «истребования» водных объектов, отмены регистрации права собственности на земельный участок и свободного доступа к Москве-реке, который почему-то вообще не фигурирует в «правоохранительной» переписке.

Вердикт Одинцовского горсуда от 23 августа 2012 г. не оставил ни им, ни прокуратуре никаких шансов: «в удовлетворении исковых требований прокуратуры отказать в полном объеме».

«Оснований для прокурорского реагирования на решение Одинцовского городского суда в настоящее время не установлено» — так Суворову и Горелову на это постановление суда отписались и сами одинцовские прокуроры.

А как же Закон? Он что, у каждого органа правосудия — дышло?

★★★

— Про 20-метровую береговую полосу в исках нигде даже не заикаются, — возмущаются собеседники. — Хотя любой школьник из уроков москвоведения знает, что она оставляется для свободного доступа граждан. Все ответы чиновников разного уровня старательно обходят этот вопрос. Ну как такое может быть? По закону это государственная собственность, а биться, отстаивать ее почему-то должен простой гражданин, а не государственные органы и не президент как гарант Конституции. В районе для нас лесов уже нет, везде заборы и таблички — частная территория. Все отобрали!

— В суде от нас отмахиваются. Мол, поезд уже ушел, прошли сроки, и вам, то есть нам, нужно успокоиться…

А по чьей милости образовались эти сроки? Ведь жители Успенского еще в 2007 г. пытались остановить приватизацию земельного участка, и прокуратура в то время не выявила никаких нарушений, а когда вдруг выявила — два года людям морочили голову якобы своей бурной деятельностью правосудия, которая оказалась фарсом, а закончилась пшиком. Кому-то сильно понадобилось всячески тянуть время? — задаются непростыми вопросами жители Успенского, чувствуя себя просто одураченными в очередной раз.

★★★

Возможно, и мои собеседники, и их односельчане коллективно ошибаются, считая, что у ничтожных, то есть незаконных, сделок сроков не существует. И их позицию понять можно. Так, Минприроды РФ, изучив документы, сразу оценило, что «одинцовское» дело шито белыми нитками. Начальник департамента этого ведомства Кириллов, в частности, сообщил в своем письме, что «договор аренды на право пользования земельным участком с водными объектами, находящимися в федеральной или муниципальной собственности, заключаются при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту». Там же чиновник, ссылаясь на Водный кодекс, подтверждает, что береговая полоса не может быть приватизирована, это грубейшее нарушение закона. Новый же собственник рекомендовал селянам к реке ходить не по берегу, как ходили когда-то они, их отцы, деды и прадеды (ведь теперь это уже не их берег!), а в обход и прямо на мост через Москву-реку. То есть и они, и их дети, и внуки, чтобы не нарушать судебного решения Одинцовского горсуда, в реку должны прыгать прямо с моста, а уже потом из воды каким-то образом (по веревочной лестнице?) взбираться сразу на мост. Вот это, по мнению одинцовских властей, будет правильно.

★★★

Впрочем, власть и сейчас не особенно стремится к торжеству закона в отдельно взятом сельском поселении. Отчаявшиеся местные жители, памятуя, что дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих, сами подают иски в суд. На днях один из них завершился, но к всеобщему неудовлетворению крестьянских масс. ОАО «Банк ВТБ» внес представление о переносе заседаний из Одинцова в Кунцевский суд столицы. Основание — территория Успенского с 1 июля прошлого года вошла в состав Большой Москвы.

Скорее всего не обойдется без новых коллизий. Земля хоть и отошла городу, но участок с кадастровым номером и адресом в документах значится по-прежнему как областной, одинцовский. Разгребать эту путаницу придется скорее всего в течение еще нескольких месяцев судебной тяжбы.

А там, глядишь, и Год защиты экологии в России закончится. С рапортами об успехах и бонусами премиальных для чиновников.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру