Жителям Кратова энергетики отрубили лес

Горожане затребовали экологическую экспертизу

От топора дровосека не может защитить никакая охранная грамота. Скажем, статус ООПТ — особо охраняемая природная территория — о чем-то важном и неприкосновенном говорит?

В поселке Кратово Раменского района (ООПТ «Долина рек Хрипани и Куниловки») как снег на голову началась массовая рубка деревьев. В том числе краснокнижных.

Впрочем, по порядку.

Горожане затребовали экологическую экспертизу

Вся беда городского поселения Кратово в том, что оно находится в густом лесу и по нему еще с 30-х годов прошлого века проходит высоковольтная линия электропередачи. Которая питает электричеством Раменское и соседние с ним населенные пункты.

Видимо, к зиме энергетики ПАО МОЭСК вспомнили про ледяной дождь и про то, что поваленные деревья могут падать не только на землю, но и на электрические провода, и тогда начинается «тьма египетская». В последние годы Подмосковье не раз переживало такую трагедию, без света сидели и сами кратовцы.

В общем, энергетики взялись за топоры.

Однако местные жители уверены, что нынешняя ситуация — не из той серии, чтобы обезопасить линию электропередачи. По непонятным причинам ликвидировать «опасные» деревья рабочие прибыли неожиданно. Документов (заключения экологической экспертизы, порубочных билетов, перечетной ведомости и даже информационных щитов) у рабочих компании «МОЭСК Инжиниринг» не оказалось. Предъявили только письмо из райадминистрации о разрешении вырубки деревьев в охранной зоне.

— Ведут себя агрессивно, на наши вопросы отвечают бранью, спецавтотранспорт разъезжает по нашей территории свободно, как у себя дома, — жалуются жители.

В период с 11 по 16 ноября в поселке уничтожено 350 деревьев, в основном сосны с неслабым диаметром до одного метра. Еще «под снос» пошла черная ольха, 29 штук (она краснокнижная), ели и американские клены. Про кустарник и подлесок вообще молчим — от них даже пеньков не остается. «Пилят — увозят, пилят — увозят», — говорят кратовцы. Сплошная рубка идет по обеим сторонам высоковольтки до территории детской железной дороги. В общей сложности под ЛЭП попадают около 120 частных владений, а под топор — порядка 2000 деревьев.

Смотрим участки, где успели «отметиться» рубщики. По правде говоря, маленький живописный поселок сейчас больше напоминает суровую сибирскую тайгу, в которой на некоем квартале ведется массовая лесозаготовка. Тут и там валяются стволы ценных пород деревьев, бензопилы, под погрузкой стоят мощные тягачи-«КамАЗы». Много-много пеньков, сваленные в кучу малу (их тоже много!) ветви сосен и елей вперемежку со стволами маленького диаметра. Те, которые представляют «хозяйственный интерес», аккуратными штабелями ждут своей отправки.

Ситуация такая: вдоль улицы Молодцова тянется высоковольтная линия, ее и необходимо оградить от нависающих деревьев. Но… С одной стороны — это особо охраняемая природная территория «Долина рек Хрипани и Куниловки», кратовский парк и озеро, по закону здесь всякие работы категорически запрещены.

По другую сторону улицы — уже самая обычная, не особо охраняемая территория. Однако это частные подворья, а частная собственность, как известно, неприкосновенна.

Да, «на глазок» некоторые сосны стоят в опасной близости от ЛЭП, при шквальном ветре могут опрокинуться на провода...

— Не могут, — возражают нам домовладельцы. Их к нашему приезду собралось человек 10: Елена Генералова, Марина Мозжерова, Регина Машкова и другие обитатели.

— Почему не могут? — спрашиваем мы. — Гарантии-то никакой нет!

— Это здоровые, крепкие деревья, с чего им падать? — отвечают жители. — Вот, видите, рядом с линией сухие кривые березки, они уже почти легли на провода, держатся на честном слове. Но их рубщики не тронули. А могучие сосны, которым еще 100 лет стоять, — под топор.

Получается, в Кратове энергетики отменили право частной собственности.

В какой-то степени так и получается. Поскольку во двор зайти нельзя, то в отсутствие хозяев рабочие специальной техникой спиливают стволы выше забора. Вдоль улицы торчат обрубки, и дерево уже не дерево. Хотя видно, что оно было крепким, как дуб, и вряд ли повалилось бы от ветра.

Рубщики ссылаются на постановление федерального правительства от 24 февраля 2009 г. О том, что вдоль ЛЭП необходимо оставлять просеку шириной в 20 метров от крайнего провода в каждую сторону.

Ну и зачищают ее сплошняком. Рядом с детской железной дорогой в Кратове и вовсе перестарались, расширились метров аж на 50.

Но действие этого документа, утверждают аборигены, не распространяется на объекты, размещенные до вступления в силу данного постановления. А свою охранную грамоту кратовская ООПТ получила еще в далеком 1990 году.

Кто виноват из них, кто прав — судить, как говорится, не нам. Да только в поселке не очень спокойно, приезжала полиция, люди грудью встали на защиту природы. И их понять можно.

Особенность охраняемых природных территорий в том, что там каждая былинка и травинка, не говоря про деревья, на счету. Рубить можно. Но в исключительных случаях и только после тщательной экологической экспертизы. Если она признает какие-то растения больными, слабыми, ненадежными, то, что ж, с ними нужно прощаться. А рубить подряд абсолютно здоровые сосны, ели и другие деревья...

«Если сосны нужно рубить, потому что они могут быть опасны, то давайте всех собак перестреляем, они тоже могут быть опасны!»

— Экологическая экспертиза, обследование — это время и деньги, — возмущаются жители. — Зачем? Энергетикам спокойней, если за собой сплошняком оставить «выжженную землю».

По словам жителей, было у них два схода с участием главы поселковой администрации Алексея Емельянова. Он дал слово, что всякие работы здесь прекратятся. Но вчера был обычный рабочий день. Правда, новые деревья не пилили, но уже сваленные активно грузили в кузова машин и увозили в неизвестном направлении. Из разрешительных документов у участников работ только путевой лист у водителей, для ГИБДД.

По горячим следам, пока поселок еще не остался в окружении одних пеньков, кратовцы написали письмо в региональное минэкологии. В нем они просят установить мораторий на любые работы «до выяснения всех обстоятельств». Организовать выезд инспекции и проверку состояния лесного фонда, а также определить законность действий лиц и организаций, возбудить уголовные дела по ст. 260, ч. 3; 262 и 246.

«МК» обратился за комментариями в Комитет лесного хозяйства московской области, где прояснили сложившуюся ситуацию: "Установлено, что вырубка проводится на земельном участке, который не относится к землям лесного фонда. По имеющейся информации, с 15 октября 2018 г. по 30 ноября 2018 г. ПАО МОЭСК проводит вырубку деревьев и кустарников в охранной зоне ВЛ (высоковольтная линия – ред.) 110 кВ "Донино-ЦАГИ 1,2 цепь".

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27839 от 21 ноября 2018

Заголовок в газете: Жителям Кратова энергетики отрубили... лес

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру