Археологи объяснили находку черепа мамонта с кладом в Подмосковье

Найдены артефакты, оставленные людьми 20 тысяч лет назад

Древние люди были сверхизобретательны. В этом с каждым годом все больше убеждаются опытные археологи. Тем не менее недавняя находка ученых в Подмосковье на Зарайской стоянке повергла в шок даже тех специалистов, которых, казалось бы, уже сложно чем-то удивить. В руки к членам одной из подмосковных экспедиций попала необычная сокровищница, которой насчитывается... 20 тысяч лет. Череп мамонта с кладом внутри. И это не просто артефакт. Для археологии как для науки это настоящая сенсация.

Найдены артефакты, оставленные людьми 20 тысяч лет назад
Фото: archaeolog.ru

Зарайская стоянка – памятник, о котором знают во всем мире. Раскопки здесь ведутся уже более 30 лет. Ученые находили на этой территории современного Зарайского района древние городища и курганы, клады старинных серебряных украшений, браслетов, колец, серег и других предметов, относящихся к IX–X векам. Это, конечно, здорово, но не так удивительно. Совершенно особое значение для науки приобрела палеолитическая стоянка, которую даже занесли в реестр памятников истории и культуры федерального значения - как место древнейшего обитания людей в Подмосковье.

Несмотря на то, что археологи в Зарайске без устали снимают пласты времени аж с 1980 года, сокровища этой земли далеко не исчерпаны. Ученые уверены, что она таит в себе много сюрпризов. Так что у исследователей или археологов- любителей, записавшихся в экспедицию, до сих пор есть шанс докопаться до настоящих диковин.

Таким шансом нынешней осенью в очередной раз воспользовалась группа специалистов Института археологии РАН во главе с Сергеем Львом. И была вознаграждена поразительной находкой, возраст которой — примерно 20 тысяч лет. Череп мамонта с кладом внутри (под кладом подразумевается кремневые изделия и заготовки для орудий) был врыт в землю перед входом в жилище-полуземлянку. Служил ли он частью конструкции жилища или же находился там для иных целей? Возможно, мастер припрятал ценные орудия, а может быть, мы имеем дело с магическим ритуалом. Наши предки часто прятали особо ценные вещи. Обычно их находят на дне больших ям-хранилищ или в специально вырытых маленьких ямках. Вот и в этом сезоне на дне одной из ям был найден наконечник копья с исключительно тонкой обработкой. В итоге раскопки показали, что мысль держать оружие в удобном и компактном месте «стара, как мир», и наши прародители использовали для хранения кремниевых наконечников наиболее подходящий, по их мнению, предмет — череп крупнейшего животного. В эпоху верхнего палеолита эти орудия охоты были самой главной ценностью человека.

Фото: archaeolog.ru

Вы спросите, как охотники нашли не менее ценные останки ископаемого? Оказывается, для них мамонт не был вымершим животным, так как 20 тысяч лет назад встречался на этой территории. Раньше археологи уже находили в Зарайске статуэтки женщин и уникальную фигурку бизона, вырезанные из кости мамонта. Ученые в свое время предположили, что эти фигурки участвовали в магических ритуалах. Выяснилось, что древние люди наносили повреждения фигурке бизона острыми предметами, а другой бок покрасили краской охрой, символизирующей вытекающую кровь, чтобы добиться удачной охоты. А фигурки женщин натирали салом и клали на дно ям, которые закрывали лопаткой мамонта, используемой в качестве крышки. Смысл ритуала остается на неведом, хотя скорее всего он связан с женским плодородием.

- Зарайская стоянка – наш неисчерпаемый волшебный ящик, из которого появляются то скелеты вымерших животных, то какие-то невероятные предметы быта древних людей, – отметила министр культуры Московской области Нармин Ширалиева. - От одной мысли, что здесь жили люди много тысяч лет назад, просто кружится голова. Важно, что некоторые предметы – настоящие археологические сокровища – можно увидеть в нашем Зарайском музее.

- Можно сказать, что нами обнаружено жилище древнего человека, - подводит итог научный сотрудник отдела археологии каменного века ИА РАН, начальник Зарайской археологической экспедиции Сергей Лев. - Вход полуземлянки обращен в сторону очага, открытого еще в прошлом году. Из него получена дата, таким образом, мы знаем, что поселение было оставлено порядка 20 000 лет назад. Перед входом в полуземлянку в грунт был врыт фрагмент черепа мамонта, лицевая часть. По определению кандидата биологических наук Евгения Мащенко, это череп самки мамонта возрастом от 16 до 25 лет. Его установили затылочной частью вверх, а альвеолы – полости в черепе, оставшиеся после того, как оттуда были извлечены бивни мамонта, – находились в земле. Длина полости альвеол составляла порядка 30 см. Видимо, еще до того, как череп был установлен, в его левую альвеолу был заложен своего рода «клад» – ценные для древнего человека вещи. Это острие, крупные пластины, резец, большой кремневый нож со следами использования и камень со следами обожженности, побывавший в очаге. Вещи лежали очень плотной группой, обнаружить их удалось лишь случайно, так как со всех сторон их скрывала костная ткань. Несомненно, заклад был сделан намеренно, однако остается лишь гадать, что он означал для древних людей – забытые орудия, припасенные для определенной работы, или что-то сакральное связанное с древними ритуалами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27840 от 22 ноября 2018