
Кулек с черноземом
Сегодня Дума будет делить сельхозугодья
Есть среди проектов и вариант правительства, рассмотренный недавно Госсоветом. Впрочем, рабочая группа по земельной реформе тогда не пришла к единому мнению. Говорят, по этой причине Путин предложил не останавливаться на одном варианте. Дескать, лучше спокойно выслушать все стороны. А взвешенное решение принять позже. Теперь такая возможность у депутатов есть.
Многие экономисты полагают, что сельское хозяйство становится эффективным, если производство ведется на 500 гектарах и более. Теперешняя земельная доля крестьянина равна только 4—7 га. Для отдельно взятого человека это может быть отличным подспорьем. Однако в масштабах всего российского сельскохозяйственного производства это — узкая и незначительная межа, которая только мешается под колесами больших тракторов. Значит, в стране необходимо поддерживать крупные хозяйства.
Другие, напротив, уверяют, что участь больших хозяйств предрешена. Бывшие колхозы и совхозы не в состоянии достичь высокой производительности труда: их издержки заметно выше обычных фермерских хозяйств. Следовательно, большие аграрные комплексы надо “разукрупнять”.
Камнем преткновения для разработчиков закона об обороте сельхозземель как раз и стала проблема выделения (или — не выделения) земельных паев крестьян в натуральном виде. Пока жители сел от приватизации своих колхозов и совхозов не получили даже ваучеров. У каждого из них вроде бы есть надел, но где он конкретно находится, никому не известно. Земля у колхозника числится в долях акционерных обществ, в долгах и закладных. С дореволюционных времен трудности с оборотом земель тормозили развитие сельского хозяйства.
Известный специалист в сельском хозяйстве экономист Евгения Серова полагает, что некоторые законопроекты ломают то, что сейчас уже началось. Собственность нашла хозяина. В сельском хозяйстве — экономический рост. Однако новыми законами можно договоры аренды условных паев перевести в трастовые договоры. Многолетняя приватизация сразу пойдет насмарку.
За последние 10 лет собственников появилось весьма много. У нас уже приватизировано 137 млн. гектаров, а собственников почти 13 млн. человек. Но никаких амбиций. А теперь у каждого виртуального землевладельца они могут появиться: ведь хочется черноземчика пожирнее или пруд поглубже! Хочешь — покупай, хочешь — продавай...