Сезон вождей
Наш специальный корреспондент Алексей Лебедев передает из Японии с чемпионата мира по футболу
Африканцев, само собой, в конечном счете было жалко немножечко больше — уж кто-кто, а олимпийские чемпионы-2000 вполне заслужили место не под проливным дождем, а под солнцем, хотя бы и виртуальным. Но что поделаешь: в плей-офф пошли не изысканные камерунские “львы”, а немцы, непрошибаемостью и толстокожестью напоминающие не то носорогов, не то еще каких гиппопотамов. Впрочем, любой звериной или человечьей общности — будь то стая или команда — без вожака едва ли обойтись. И вот тут-то Германия, по моим ощущениям, и выиграла: ну нет — увы и ах! — у Камеруна своего Оливера Кана, одним только видом наводящего на соперников самый что ни на есть животный страх, а партнеров — вдохновляющего на подвиги. “Честное слово, — лучился после той победы немецкий забивала Мирослав Клозе, штампующий здесь голы с методичностью легендарного Герда Мюллера, — даже не представляю, что бы мы здесь делали без нашего вратаря. Вспомните только, как растерялся камерунец Олембе, оставшись с Оливером с глазу на глаз...”
Про самого Клозе, правда, партнеры могут сказать едва ли не столько же приятного — и он здесь чудо как хорош. “Мало того что забивает в каждом матче, — не скрывает восторга товарищем Марко Боде, — еще и пасы какие раздает! Вы обратили внимание, какую в том эпизоде, когда я расстроил камерунцев в первый раз, он выдержал гроссмейстерскую паузу? Ас!”
...Вот именно, что вопрос лидера, вождя нашей сборной пока и актуален. Да, надежен (тьфу-тьфу-тьфу!) в воротах Руслан Нигматуллин, но харизмы Кана или Хосе-Луиса Чилаверта, второй раз кряду со своим Парагваем выбирающимся на чемпионатах мира из группы, ему ощутимо недостает. Да, старательно бороздит вдоль и поперек изученную бровку Валерий Карпин, но взять на себя еще и функции организатора игры, что зачастую удается такому же правофланговому Дэвиду Бекхэму в Англии, ему, к сожалению, не под силу. Остается Егор Титов. Он в Японии играет, кажется, глубже, чем обычно в сборной и даже в “Спартаке”, как раз пытаясь наладить взаимосвязь между всеми линиями команды сразу.
— Жаль, но далеко не все наши футболисты обладают искусством первого паса, могут с ходу начать атаку... — сетовал за день до игры с бельгийцами главный тренер российской сборной Олег Романцев , любезно пригласивший представителей исключительно отечественных масс-медиа (“Своих журналистов я уважаю больше, чем иностранных”) на базу команды неподалеку от города Симидзу. — Вот Титову и приходится то и дело отходить за мячом так далеко... Конечно, сил все это отнимает немало. И подчас впереди, у штрафной соперника, их у Егора попросту не остается. Да уж, как тут в очередной раз не помянуть недобрым словом травму Александра Мостового, прекрасно, помнится, отыгравшего на позиции опорного хавбека в ключевом отборочном матче в Югославии, но надорвавшего заднюю поверхность бедра в другой, недавней игре с сербами-черногорцами абсолютно на ровном месте...
Хотя доктор нашей сборной Юрий Васильков обнадежил: мол, как правило, после таких повреждений восстановление занимает аккурат три недели, и уже во вторник Саша приступит к тренировкам в общей группе — но не тут-то было...
— Шансов сыграть с бельгийцами в оптимальном составе у нас, признаться, нет, — это снова цитата из Романцева. — Во всяком случае, полностью матч провести Мостовой не сможет точно. Не исключаю даже, что он не выйдет на поле вообще.
Обидно, слов нет — но неужто, кроме как на Царя из Виго, нам и положиться не на кого? Вот, скажем, судя по феерическому прошлогоднему сезону, вполне мог дорасти в этом году до лидера национальной сборной Марат Измайлов. Но пока полузащитник “Локомотива” на самого себя в лучших матчах мало похож — он, наверное, и сам это чувствует, а потому после игры с японцами, в которой, по выражению ближайшего соратника Романцева — Михаила Гершковича, “потерялся”, даже не стал общаться с прессой, лишь грустно усмехнувшись на предложение поговорить: “Потом как-нибудь...”
— Да и я, — досадовал на той самой пресс-конференции Романцев, — ждал от Марата более командной, более мобильной игры. Но — увы... Впрочем, по одному не самому удачному тайму выводы делать в любом случае нельзя — тем более что старался Измайлов изо всех сил. Не сомневаюсь, что он нам еще поможет на этом чемпионате.
Кто еще: Андрей Соломатин, Дмитрий Хохлов, Руслан Пименов, Алексей Смертин или, может быть, Александр Кержаков? Давайте по порядку. И вновь слово Романцеву.
— Соломатину мы вообще давали установку почаще подключаться вперед, — досадовал Олег Иванович, — но, видимо, из-за волнения не все у него получается. Хотя несколько хороших рейдов можно вспомнить. В этом плане, что скрывать, мы на него гораздо больше, чем на Юру Ковтуна, рассчитываем... Хохлов — игрок своеобразный. Главный его минус — нестабильность. Да, если у Димы пойдет игра — он на поле будет едва ли не лучше всех. Но уж если не пойдет — жди провала. А на чемпионате мира, согласитесь, так сильно рисковать нельзя. Хотя, думаю, у него есть определенные шансы выйти против Бельгии с первых минут. Будем с ним беседовать — и если я увижу огонь в глазах... Пименов, мне кажется, смотрится здесь вполне достойно — ничуть не жалею, что в обеих встречах выпускал его в стартовом составе. А заменили Руслана в игре с японцами потому, во-первых, что он захромал, если вы заметили. А во-вторых — судья его почему-то невзлюбил (может, сказал что?), посадил, как мы говорим, на свисток. Мог ведь и вторую желтую карточку показать... Ну а что до Кержакова, то и его я ни в коем разе не сбрасываю со счетов. Более того, на этот раз у него есть все шансы выйти на поле. Ведь основной козырь Саши — скорость. Против быстрой японской обороны он едва ли пригодился бы. Другое дело — медлительные бельгийцы...
Да, чуть про Алексея Смертина не забыли! Впрочем, про него — отдельный разговор. Нет, не потому, что его игрой против Японии тренеры не шибко довольны — как раз наоборот, заменили его единственно потому, что нужно было атаку усиливать. Просто не исключено, что в сегодняшнем матче Алексею предстоит заняться не совсем привычным делом. Вернее — взяться за несколько подзабытую (помните игру на “Стад де Франс” в 99-м против Николя Анелька?) работу персональщика. Тем паче что с самым опасным форвардом бельгийцев, забившим здесь уже два мяча, Марком Вильмотсом, они целый год провели в одном клубе — в “Бордо”.
— Леш, с тренерами уже говорили на эту тему? — спросил я у него.
— Нет, пока о бельгийцах даже не вспоминали. Думаю, вот после этого матча у тренеров возникнут вопросы ко мне — расскажу, конечно, как лучше Вильмотсу противостоять.
— Ну и как же?
— Прежде всего — нельзя давать ему принимать мяч. Марк — парень довольно габаритный. И, получив мяч, умело оттесняет соперника корпусом. Выходит, надо играть на опережение...
— А сам-то персонально готов с ним сыграть?
— Готов, не готов — давайте до игры не будем об этом, ладно?
...Кстати, в целом действия в обороне вызывают у Романцева нарекания, но при этом он непременно старается оговориться: “Я не имею в виду сугубо защитную линию. В обороне же на самом деле все должны участвовать — начиная от нападающих, чем Пименов с успехом в общем-то и занимается, и продолжая полузащитниками”. И все же к Виктору Онопко претензий у него, кажется, меньше всего. Да и у болельщиков наших — из тех, с кем удалось пообщаться, — тоже. По крайней мере, в матче с японцами именно Онопко — как и должно, собственно, капитану — пытался предстать тем самым лидером-вожаком (между прочим, только сам он да еще Андрей Соломатин пели перед началом встречи российский гимн).
— В целом — как тебе кажется — какие у нас против бельгийцев шансы? — поинтересовался я у Онопко.
— Если ответить одним словом — хорошие. Главное, что все в наших руках и от результатов других матчей мы на сей раз не зависим. Ох, какая же это будет важная игра...
Уверен на все сто: так наш капитан сказал не потому, что матч с Бельгией станет для Виктора — шутка ли! — уже сотым в составе национальной сборной. На эту тему его, собственно, и расспрашивать-то совсем не хотелось. В самом деле: до личных рекордов ли сейчас, когда на кону — место среди шестнадцати сильнейших футбольных сборных планеты?!