
Турист №667
или “Долгая дорога в дюнах-2”
Корреспонденты “МК” решили проверить на себе все “прелести” получения балтийской визы. Для начала наведались к посольствам соседей Эстонии по Балтии — Латвии и Литвы. Там была тишь да гладь, а вот у эстонского, в Калашном переулке, мы и вправду обнаружили унылую толпу. Нам тут же присвоили номера... 1611 и 1612 в общем списке. Видать, 667-му еще крупно повезло. А “старожилы” посочувствовали: “Авось пройдете вместо кого-нибудь из отсутствующих”.
Или, посоветовали нам, обратитесь к представителям турфирм. Мы нашли одного такого — довольно милую даму, которая скороговоркой пояснила: “Сначала застраховаться надо, а потом мы вас проведем, когда “наша” охрана будет”. К помощи таких “сталкеров” чаще всего обращаются приезжие из других городов, которые не в состоянии неделями бомжевать в столице только потому, что эстонское консульство работает по-прибалтийски неторопливо. При очереди из 2000 человек в день документы на визу могут сдать 40—50 человек. Стоимость же неформального прохода, как нам намекнули, обойдется примерно в сотню “зеленых”.
Нормальные герои всегда идут в обход — так и мы, оставив очередь париться возле обитой железом, как сейф, двери в консульские палаты, стали искать кого-то, кто мог ответить “за всю Эстонию”. Обнаружилась еще одна дверь, не бронированная, без табличек, зато со звонком. После шестого, особо продолжительного звонка двери с грохотом раскрылись, и на пороге появилась решительная дама.
— Простите, нам бы в консульский отдел...
— Вам — в очередь! И нечего трезвонить.
— Мы не за визой, мы из газеты...
При виде “корочек” консульский страж подобрела на глазах: “Да-да, действительно у нас жуткие очереди. Поговорите с господином Вахуром Соосааром — пресс-атташе...”
Пришлось из консульского здания перейти в посольское в соседнем Кисловском переулке. “К пресс-атташе?” — с тягучим балтийским акцентом спросили нас по громкой связи и впустили.
Пресс-секретарь, подошедший минут через десять, объяснил нам, что консульские работники просто не справляются с увеличившимся наплывом туристов, хотя за последние два месяца штат сотрудников визового отдела был увеличен. Правда, г-н Соосаар не уточнил — на сколько. Конечно, он сожалеет об этих многотысячных очередях и списках: “Это неофициально, неправильно, посольство не имеет к этому никакого отношения. Мы даже проводим без очереди тех людей, которые собираются в Эстонию на небольшой срок по неотложным делам...”
Мы тут же вспомнили злоключения “номера 667”. Его желание — свозить дочку на историческую родину — тоже, наверное, неотложное дело. Или как?
Но оказалось, визу вне списка можно получить главным образом на похороны родственников, скончавшихся по ту сторону границы. “В этом случае достаточно позвонить в консульский отдел и переслать по факсу копию свидетельства о смерти”.
Тем же гражданам, чьи близкие еще не отправились в мир иной, не остается ничего иного, как проводить время в бесконечной “незаконной” очереди. Кстати, в этой очереди нам высказали весьма неординарную версию: мол, наше, российское консульство в Таллине творит те же самые безобразия — очереди, номерки и все такое, — отсюда-де и столпотворение в Калашном переулке. Война посольств, ни больше ни меньше? Но это уже — отдельная история.