
ЖУМАРЯТ ВСЕ!
Российские колясочники установили мировой рекорд
...Покорить Мак-Кинли мечтают многие альпинисты, поэтому с началом мая на склоне горы появляются разноцветные палатки, из которых слышится разноязыкая речь. Но достичь вершины удается далеко не каждому: по сложности восхождения профессионалы приравнивают этот шеститысячник к восьмитысячным Гималаям. Тем не менее российская экспедиция, в которой участвовали спортсмены с травмой позвоночника, не была авантюрой. Она готовилась целых два года и прошла точно по намеченному плану.
Прежде чем отправляться на Аляску, Игорь и Григорий провели репетицию восхождения на Эльбрусе (методика отработана предыдущими путешествиями команд Дмитрия и Матвея Шпаро). Инвалиды, сидя в спортивном кресле-снаряде, установленном на лыжах, при передвижении на пологих участках отталкиваются от снега лыжными палками, а на крутых участках подтягивают себя наверх с помощью специальных альпинистских зажимов (жумаров) по веревке, провешенной остальными членами команды. Собственно, при крутых подъемах жумарят все: вбивают крюк-ледобур, перебрасывают веревку и — вперед...
— Думали, до вершины не доберемся, — шутит Григорий Царьков. — Каждый, кто встречался на пути, обязательно подходил к нам, и приходилось все время бросать жумары, чтобы пожать руку. Я счастлив, потому что смог доказать самому себе и другим: главное — поставить цель и добиваться ее во что бы то ни стало! Теперь мне есть что рассказать своему сыну Сашке...
...Шестнадцать лет назад в квартире Царьковых захлопнулась дверь, и чтобы открыть злополучный замок, Григорий полез через окно, но сорвался и рухнул с высоты... “Коллеги” по диагнозу, лежавшие с ним в палате, опустили руки, спились. А Царьков, сверкая улыбкой на загорелом лице, рассказывает:
— Меня спасло то, что у нас в Башкирии тогда организовывали первые команды спортсменов-инвалидов. До травмы я был спортсменом, вот меня и позвали. Так что со спортом я никогда не расставался. Мак-Кинли — очень важный этап в моей жизни. После возвращения домой хочу попробовать собрать подростков в команду и подготовить ее для участия в Паралимпиаде по спуску с горы на “Mono-Ski” (аппарат с одной лыжей. — Авт.). Пора и у нас развивать этот удивительно красивый вид спорта, который так популярен у инвалидов Америки и Канады.
Не менее оптимистично настроен и Игорь Ушаков, которого в Курске ждут родители и брат.
— На встрече с губернатором Аляски одна журналистка сказала, мол, девяносто процентов американцев принимают антидепрессанты. А вы что принимаете? Мы только переглянулись: зачем нам антидепрессанты? Мы не чувствовали себя лишними в команде. Понимали, конечно, что из-за нас ребятам пришлось тащить много оборудования, одних веревок 800 кило. Чтобы не рисковать, было решено не перебираться из лагеря до тех пор, пока не поставлен следующий. Так мы с Гришей встанем пораньше, приготовим завтрак на всех — пусть усталые товарищи лишний часок поспят...
В экспедиции, конечно, был врач — Анатолий Соболев. Медицинская помощь, к счастью, никому не понадобилась, зато исследования, которые провел Соболев в горах, откроют новую страницу в разделе медицины, изучающем резервы и возможности человека. С помощью новейших компьютерных систем, которые используются в космической медицине, врач сравнивал различные характеристики состояния всех членов команды в экстремальных условиях. Уже сегодня можно сказать: кое в чем колясочники оказались покрепче обычных альпинистов, во всяком случае, “горной болезнью” не страдал ни один из них.
— Я уверен, когда все результаты медико-биологической программы будут расшифрованы и систематизированы, нас ждут удивительные открытия, — заявил Соболев. — Вполне возможно, что спинальники, у которых кровообращение проходит приблизительно по той же схеме, что и у человека в невесомости, станут моделью для подготовки астронавтов.
А там глядишь — чем черт не шутит! — может, наши инвалиды не только на Мак-Кинли, но и где-нибудь на Луне флаг России поднимут?..