“Олигарха” в Выборге не приняли
Бродский в образе кота
При том, что все как бы на своих местах. И Машков хорош, и даже очень. Его персонаж Платон Маковский — устал предупреждать автор новорусской саги — это вам не Березовский. Так вот, этот самый Маковский-Неберезовский — не человек, а просто святой: он и верный друг, и муж, и отец, а также добряк, весельчак, умница. Сплошное совершенство, лишь однажды совершивший неблаговидный поступок — потопил собственный пароходик.
Наблюдая, как герой Машкова отчаянно бьется с монстром-государством, умом хоть и понимаешь, что должен ему сочувствовать, а сердцем не получается. Самому же Юлию Дубову фильм нравится:
— Я его смотрел до фестиваля в Локарно, на самом фестивале, после фестиваля. Такое волшебное чувство!..
И изменить мнение писателя никому не удастся — ни профи, ни любителям. К слову, в переводе на русский имя Юлий означает “сноп” (да, с “п” на конце), то есть нечто толстое, прочное и плохо поддающееся попытке переломить. Он, как стойкий оловянный солдат, обещал быть верным картине, даже если массы его не примут. Массы в Выборге его восторгов не разделили.
Зато поклонники творчества Бродского получили подарок — режиссер Андрей Хржановский снял фильм “Полтора кота. Этюды по мотивам произведений Иосифа Бродского”. Не подарок, а целый подарочный набор из игрового, документального и анимационного кино.
Идея фильма “Полтора кота...” родилась у режиссера несколько лет назад, вылившись в совместный с Юрием Арабовым сценарий. А название выстраданного проекта (из давнишней шутки Анны Ахматовой, заметившей, что ее здоровяк котяра — “полтора кота”) очень похож на поэта.
Киноэксперимент создан на основе стихов, рисунков и личного фотоархива Бродского. На экране оживают черно-белые фотографии, рисованный лохматый кот, похожий на Бродского, печатает на машинке и смотрит фильм про Тарзана. За маленьким мальчиком Осей бежит огромный памятник Ленину с протянутой рукой. Кстати, мальчик в фильме самый настоящий — второклассник Саша Гинзбург, которого отыскали в обычной школе.
Однако мнения по поводу анимационно-документально-игрового Брордского на фестивале сильно разделились — от “сложно, но интересно” до “затянуто и нудно”. Так или иначе, попытка создать чувственный образ Бродского оказалась столь же нелегкой, сколь многогранна и загадочна душа поэта.