“Паленый” праздник

Следователя, спасшего желудки москвичей, обвинили в превышении полномочий

      Под самый Новый — 2001-й — год, когда ошалевшие от важности события москвичи носились по городу, затариваясь всем необходимым для встречи Миллениума, сотрудники ОБЭП УВД на транспорте изъяли почти 200 тысяч бутылок нелицензированной водки.
     
     Информацию о крупной партии столь необходимого на праздничных столах продукта они получили заранее. Хотя стоит отметить, что всю водку, которая поступает на железнодорожные станции, обязательно проверяют. Уж очень много приезжает в столицу “паленой”, особенно перед массовыми народными гуляньями.
     Так вот, в период с 22 декабря 2000 г. по 3 января 2001 г. на станции Москва-Белорусская были задержаны пять 20-тонных контейнеров. При проверке выяснилось, что в вагонах находилась нелицензированная “Русская водка”, “Московская особая” и “Российская корона”. 187481 бутылка по 0,24 л и 3440 поллитровок! Согласно документации, отправителем груза числилась сочинская фирма “Этон”, а получателем — коммерческое предприятие “Логос-Д” в Москве и ее исполнительный директор — некий Торикашвили. Никаких документов на этот груз оперативникам не представили. Даже лицензии у получателя не было. То есть деньги, вырученные от реализации этой водки, явно были бы сокрыты от государства.
     Дело возбудили по ст. 171 ч.2 УК РФ (незаконное предпринимательство с извлечением дохода в особо крупных размерах) против руководителей компании “Логос-Д”. Провели оперативное исследование. Оно показало, что водка скорее всего изготовлена из технического этилового спирта, а в ее состав входит калий хлорид — минеральное удобрение. Кроме того, в исследуемом напитке были обнаружены летучие микропримеси, включая ацетон, метанол и альдегиды, в большой концентрации.
     Следственное управление при Московском УВД на железнодорожном транспорте создало группу во главе с замначальника управления полковником Вячеславом Афониным. Его сразу предупредили, что “пострадавшие ходят с чемоданами денег”, поэтому нужно быть очень осторожным. Но за 30 лет работы в органах Афонин видел и не такое. Да и в его честности начальство не сомневалось...
     В общем, первым делом назначили экспертизу по всем пяти контейнерам. И тут же к следователям начали искать подходы с разных сторон: какие-то люди приглашали в баню, предлагали девочек. К самому Афонину приходил исполнительный директор “Логос-Д” и сулил 30 тысяч “зеленых” — прямо в кабинете, без всяких проволочек. Лишь бы прекратили дело и отдали товар.
     Пожалел его тогда Афонин, не стал звать службу безопасности — просто выставил назойливого гостя. А теперь вот думает: зря. Нужно было сразу его задержать.
     Когда “потерпевшие” поняли, что номер с подкупом не пройдет, они предложили другой вариант: дайте нам водку, мы сами проведем экспертизу. Афонин для подстраховки и объективности даже обратился в неведомственную структуру — “Независимую экспертную компанию “Мосэкспертиза”. Результат оказался прежним: “вся водка ООО “Этон”, изъятая по делу №3/1900, однозначно не соответствует ГОСТу (по физико-химическим показателям, этикетировке, укупорке и т.д.)”.
     Через три дня после получения результатов экспертизы в управлении прошло оперативное совещание, на котором решили отправить всю партию водки на переработку (из “левака” делают чистящее средство для машин) в “Центрспиртпромпереработку”. Согласно требованиям УПК РСФСР и закону “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”.
      Из инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам №34/15:
     “§37. Изъятые спиртные напитки кустарного изготовления, а также спиртные напитки заводского изготовления, хранящиеся в таре с признаками нарушения или фальсификации закупорки, подлежат уничтожению в присутствии понятых (после соответствующих исследований), о чем составляется акт, приобщенный к делу”.

     Кстати, сдачу водки проводили не следователи, а сотрудники ОБЭП. Ее переработали тогда же, в марте 2001 года. За что на депозит Московского УВДТ пришло 60 тысяч рублей. Все официально, по закону.
     Одновременно следователи поехали в Сочи, чтобы взять образцы водки у предполагаемого изготовителя, поскольку последний утверждал, что “паленая” водка не производилась на его предприятии, а просто кто-то использовал марку “Этона”. Естественно, водку изымали с представителями местной милиции, чтобы опять же не нарушить закон.
     Образцы сочинской водки привезли в Москву, их тоже отдали на экспертизу. Примечательно, что в Сочи операция проводилась через 4 месяца после московской, а результат экспертизы оказался аналогичным. Стало быть, декабрьская партия также разливалась в Сочи, обе партии — с одного завода. Следователи просто обязаны были возбудить новое уголовное дело: и по “левым” акцизным маркам, и по “паленой” водке. Но прокурорские работники, по словам Афонина, настойчиво порекомендовали ему не делать этого. Странное решение...
     А 29 октября прошлого года прокуратура Москвы неожиданно возбудила дело... в отношении руководителей транспортного следственного управления. По ст. 286 ч. 1 УК РФ — превышение должностных полномочий.
     По странному стечению обстоятельств уже на следующий день в арбитражный суд поступил иск от компании “Этон”. Представители компании предоставили суду заключение своих экспертов о том, что задержанная водка вполне соответствовала стандарту, а следовательно, была уничтожена незаконно.
     Арбитраж решил дело в пользу “Этона”. По его мнению, “отчуждение водки” должно было произойти только по решению суда.
     — А как же тогда Конституция РФ (ст. 55 п. 3), федеральный закон №29 от 02.01.2000 г. и распоряжение мэра Москвы? — удивляется Вячеслав Афонин.
     Но на этот вопрос ему почему-то никто не отвечает. Сейчас юристы Московского УВДТ готовят протест на решение арбитражного суда.
     По словам Вячеслава Афонина, после возбуждения нового уголовного дела были изъяты все ранее прекращенные дела за его подписью. А в конце мая по распоряжению зампрокурора Никонова полковник Афонин был отстранен от должности. Впрочем, к этому времени Афонин уже знал о “своем” уголовном деле — 23 мая обвинение ему предъявил следователь по особо важным делам Кененов из Управления по надзору на транспорте и в таможенных органах Мосгорпрокуратуры. Спустя 14 месяцев после уничтожения “палева”.
     31 мая начальник Московского УВДТ генерал-майор Алексеев написал письмо прокурору города Авдюкову с просьбой вернуть своего подчиненного в должность. Но ему ответили, что не видят в этом необходимости.
     Афонин уверен, что в июне его даже хотели арестовать. Провели обыск у него дома. Правда, что искали — непонятно. Вячеслав Ильич считает, что всему причиной его жалобы на неправомерные действия прокуратуры.
     Афонин попал в больницу, где пролежал почти месяц. Его дело на время приостановили. Теперь, после вступления в силу нового УПК, арестовать его можно только по решению суда. Но и в больнице его не оставили в покое — пытались допросить. Да только врачи не позволили. Сердце могло не выдержать очередного стресса.
     Но как только Афонин вышел из больницы — 30 июля с.г., — дело сразу возобновили.
     Сочинский завод как выпускал, так и продолжает выпускать водку. Причем отнюдь не маленькими партиями. И в Москву эта водка по-прежнему регулярно поступает.
     Следователь Кененов, ведущий дело Афонина, отказался разговаривать с корреспондентом “МК”, сославшись на тайну следствия. Однако через представителей прокуратуры просил передать, что в случае публикации ложных данных журналиста ждет уголовная ответственность. Что же касается дела Афонина, то обыск (Кененов почему-то счел, что нас волнует именно он) проводился законно, с делом Афонина все ему понятно. Вроде бы оно почти готово к передаче в суд.
     Почему же следствие волнует не то, что под Новый год тысячи москвичей могли отравиться некачественной водкой (и травятся ею до сих пор), а то, что полковник Афонин отдал приказ уничтожить эту отраву. Видимо, прокурор у нас — сугубый трезвенник, а его коллеги закупают спиртное исключительно в дорогих супермаркетах.
     
      P.S. Только за одну неделю в августе этого года в Москве при проверке 39 партий алкогольной продукции, поступивших для реализации, 21 была признана непригодной к продаже по физико-химическим показателям и из-за несоответствия ГОСТу.
     С начала августа в столице начал действовать временный порядок контроля качества алкогольной продукции. Проверке подлежит весь поступающий на акцизные склады (которых в Москве 150) алкоголь с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции.
     Только за первое полугодие текущего года выявлено 853 преступления, по которым возбуждено 437 уголовных дел. Более 1500 человек были привлечены к административной ответственности. Число отравлений в текущем году возросло на 8,5% и составило 2286 случаев (из них 1077 — со смертельным исходом).
     

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру