Молодость на бис
Пригласите даму танцевать!
...Галантные французы утверждают: женщине столько лет, на сколько она себя чувствует. И если дама в шляпке набекрень и кокетливом мини лихо отплясывает канкан, то у кого же язык повернется назвать эту 84-летнюю “красотку кабаре” старушкой? Так что свое название ансамбль оправдывает вполне.
Москвичи ансамбль знают и любят. В любом концерте самодеятельные артисты становятся гвоздем программы. “Браво! Бис!” — кричат им зрители всех возрастов, отбивая себе ладони аплодисментами. И после каждого выступления за кулисы непременно кто-нибудь приходит: “Нельзя ли поступить в ваш замечательный коллектив?” — “Отчего же нельзя? Милости просим!” Только вот после одной-двух репетиций большая часть новичков испаряется: хоть и моложе годами, да разве угонишься за корифеями, которые танцуют вместе уже двадцать лет, приезжая для этого со всей Москвы и даже из Химок и Солнечногорска! Хотя есть и такие, кто с удовольствием посещает занятия, а на сцену выйти отказывается — дело, как говорится, хозяйское...
Единственный в ансамбле танцор — 72-летний Анатолий Аксенов — даст фору в степе любому молодому. А уж улыбается — ему бы в рекламе зубной пасты сниматься!.. Впрочем, коллектив не только танцевальный. Есть своя певица — Галина Эйдинова, муж которой, Семен Веризуб, — бессменный аккомпаниатор. Есть замечательные чтецы и поэты — 92-летний Петр Климентов и 85-летняя Агния Лысенко. Вообще поэзия у “вечно молодых” в особом почете: стихи — и лирические, и шутливые — пишут многие. А уж своих именинников поздравляют такими капустниками — держись, если бабушки расшалятся! Вот недавно вырезали из дамского трико (помните, были когда-то штаны до колен веселенького цвета?) основательный кусок посередине, штанины превратили в рукава. Одна из 80-летних “девочек” обрядилась в эту “кофту” с шикарным декольте, а другие распевали: “А из панталончиков мы сошьем наряд, в нем своих поклонников всех убьем подряд!”
— И как, много у вас поклонников? — спрашиваю у солистки ансамбля Нины Брагинской. Миниатюрная, артистичная, она так покорила меня на концерте своей “цыганочкой”, что я, конечно, тут же напросилась к ней в гости.
— Поклонников хватает, но постоянный друг у меня один. Он на все наши выступления приходит. Кстати, цыганский парик с косами — его подарок. Замуж зовет, да я не соглашаюсь, дорожу свободой. Я ведь овдовела давно, привыкла делать, что хочу. Он на пять лет моложе, но не танцует, а увлекается велосипедом, частенько путешествует по Золотому кольцу. А я на велосипеде могу доехать лишь до ближайшего столба или коровы, какая ж из меня жена? — смеется Нина Борисовна. — Вот Петр Павлович, который на концерте стихи читал, у нас жених на выданье. Характер у него замечательный и руки золотые: всем нашим девочкам сантехнику ремонтирует, мягкую мебель заново перетягивает. А живет в комнате с внуком и мечтает, чтобы встретилась ему хорошая женщина...
— Вы тоже в одной квартире с внуком живете...
— Что вы, у меня совсем другая ситуация. Во-первых, у нас у каждого своя комната. А во-вторых, Федя — моя радость. Живем душа в душу. Я веду хозяйство, забочусь о Феде, он программист, ему самому этим заниматься некогда. А по выходным мы вместе ходим на прогулки. Наш дом стоит на краю Лосиного Острова, и мы любим погулять по лесу. Иногда прошу внука отковырнуть приглянувшийся мне кусочек коры, отставшей от сосны. Потом беру пилку для ногтей, аккуратно подрезаю с краю, а дальше сюжет миниатюры вырисовывается сам. У меня их много... Вот, смотрите: Лесная царевна, Женщина в стиле ампир, а это Михоэлс в роли Короля Лира.
— Где вы этому научились?
— Да я по первому образованию художник-прикладник, но по специальности работала недолго. Муж был военным советником, и мы уехали в Чехословакию. Когда вернулись, меня взяли в институт кинематографии художником высшей категории по комбинированным съемкам. Потом, чтобы заработать пенсию побольше, ушла на киностудию Минобороны, занималась технической мультипликацией для секретных военных фильмов. Выйдя на пенсию, устроилась художником-оформителем в поликлинику №46. Но только год назад решилась оставить работу.
При поликлинике была группа здоровья, мы в ней такое вытворяли! В юности я занималась художественной гимнастикой, потом всю жизнь бегала на танцплощадку в Сокольники. Руководила группой бывшая балерина Большого театра Елена Ямпольская. Видите, какая забавная фотография: я танцую негритянский танец (здесь мне всего-то лет 60), а Елена Семеновна отбивает ритм ложками на кастрюлях...
В 1982 году Елена Семеновна умерла, и нашу группу, из которой и получился ансамбль, возглавила Валерия Виноградова. Она до 78 лет преподавала на факультете геодезии и картографии и профессионального отношения к танцам не имеет, но очень талантлива. Заядлая театралка, пересмотрела на галерке все спектакли Большого театра. У нас большой репертуар, но танцы — только в ее оригинальной постановке. Представляете, она никого не копирует!
К сожалению, спонсоров у нас нет, поэтому с костюмами выкручиваемся как можем. Я рисую эскизы, делаю выкройки для платьев и головных уборов (все наши концертные шляпы, кепочки — из картона, обтянутого тканью). “Трехгорка” дает обрезки ткани, кое-что докупаем... Иногда получается очень смешно. Как-то раз нам отдали флаги советских республик. Мы сделали из них майки и поставили комический “Марш энтузиастов”. Вот с обувью беда. Однажды ансамблю выдали приз на телевидении, так мы на него сумели купить себе одинаковые красные туфли для “цыганочки”. А в остальных танцах — кто в чем. Например, бьем стилизованную чечетку на шпильках, танцуем “Для милых дам”, “Красоток” — и все разные...
— По-моему, у вас есть секретный “вечный двигатель”.
— Молодильное яблочко — это сцена. Она заставляет следить за собой, держит человека в тонусе. Мы часто выступаем в ЦСО, причем втягиваем своих зрителей в действо: они поют с нами, танцуют, а потом уже просто не хотят расходиться. Люди оживают прямо на глазах. Если нет увлечения, жизнь скучна. У меня еще 16 лет назад врачи обнаружили лимфолейкоз крови, так мой гематолог прямо говорит: только не бросайте танцевать, вы на этом держитесь! Как-то раз ехала в метро, устала, но место никто не уступил. Хотела рассердиться, а в голове сами собой сложились строчки:
Старушка едет танцевать,
она о Кальмане мечтает.
Старушка может постоять,
а молодежь сидит, зевает...
Погода, солнце —
день хорош.
В душе старушка веселится.
Все потому, что молодежь
ей и в подметки не годится!