Крылатая фраза “богатые тоже плачут” как нельзя лучше подходит к истории аферистов, о которых сейчас пойдет речь. Эта парочка — а подвиги ее столичные сыщики будут помнить еще долго — не мелочилась, а работала по-крупному. Среднестатистические москвичи подельников не интересовали. Гораздо более лакомым кусочком были амбициозные толстосумы, которые, как известно, тоже любят считать деньги и не склонны переплачивать, если можно прилично сэкономить. Особенно если дело касается покупки квартиры в престижном жилищном комплексе… В числе жертв, поддавшихся обаянию мошенников, оказалось немало уважаемых людей. Встречались на их пути даже знаменитости…
Все началось пять лет назад в… тюрьме. Именно в следственном изоляторе ФСБ “Лефортово”, где 37-летнему Игорю Шарандину выпало делить камеру с 26-летним Ильей Зильберштейном, завязалась их дружба, которая в дальнейшем перейдет в плодотворное (до поры) сотрудничество. Тогда на совести Зильберштейна было похищение человека и мошенничество, а Шарандин (говорят, в прошлом военный) сидел за соучастие в трех убийствах, которые совершил его брат.
В один прекрасный день осужденный Зильберштейн сказал приятелю:
— Знаешь, я скоро освобождаюсь. На воле планирую начать одно интересное дельце. Хочешь работать со мной?
Зильберштейн оставил сокамернику свои телефоны. В 2001-м он вышел на свободу. В следующем году освободился и Шарандин. И сразу связался с младшим товарищем. Оказалось, что тот его ждал и был крайне рад звонку. Предложение о сотрудничестве осталось в силе. Более того, к этому времени Зильберштейн уже запустил свой “бизнес”, и напарнику оставалось лишь к нему подключиться.
— Первое преступление было совершено уже летом 2001 года, — объясняют мне следователи. — В общей сложности же за авторством Зильберштейна удалось выявить девять эпизодов, а Шарандину мы инкриминировали пять.
По данным следственного управления УВД ЗАО, мозговым центром в преступном тандеме был Зильберштейн. Шарандин, более податливый по характеру, играл роль исполнителя, четко выполняя указания сообразительного дружка. В целом же пара получилась весьма гармоничная. Приятели производили на окружающих весьма благоприятное впечатление и легко вызывали не только доверие, но и симпатию. А ведь потенциальными их жертвами были люди неглупые и осторожные — обладатели больших денег и уважения в обществе.
Общий смысл аферы, придуманной Зильберштейном, был лаконично прост — развести человека на покупку квартиры. И не простой, а элитной, в шикарной новостройке. Но по цене, в несколько раз меньшей, чем рыночная. Например, жилплощадь за 192 тысяч долларов он обещал устроить по цене в 58 тысяч, как в случае с одним из потерпевших. Чаще всего в красочной истории, рассказанной подельниками, фигурировал жилой комплекс “Золотые ключи-2”.
И воплощалась эта идея в жизнь настолько красиво и эффектно, что об этом стоит рассказать подробнее.
Зильберштейн обычно первый знакомился с “нужными” людьми, уже позже подключая к делу своего приятеля. Оба представлялись чиновниками, имеющими большие связи в правительстве или силовых структурах.
Но для того, чтобы казаться своим в компании богачей, нужно было, конечно, и выглядеть соответственно. Позволить себе одеваться, как подобает преуспевающему господину, мошенник смог уже очень скоро — как предполагают в милиции, с денег, вырученных с тех же, самых первых афер.
— Представляете, у него было пять человек охраны, — многозначительно вспоминают в правоохранительных органах о той, прошлой жизни Зильберштейна. Действительно, как было не довериться такому крутому знакомому?
С будущими жертвами мошенник мог познакомиться где угодно. Например, в ночном клубе. Очень часто состоятельным господам его представляли какие-то общие знакомые. Потому что со временем слава о некоем человеке со связями, способном устроить покупку жилья со скидкой, стала расходиться кругами. Многие потерпевшие в дальнейшем — когда афера уже была раскрыта — признавались, что к моменту подписания договора успели стать с Зильберштейном добрыми приятелями.
Как вспоминал потом один из потерпевших, которого тот раскрутил на деньги, с Зильберштейном они познакомились через знакомого и, поскольку жили рядом, быстро сдружились. Когда у мужчины родился ребенок, Зильберштейн подарил ему коляску. А потом предложил сделать вклад под выгодные проценты в одном из банков. Разве можно было предположить, что такой радушный человек окажется обманщиком? Ничего страшного, что перестал отвечать на телефонные звонки сразу, как только обладатель денег передал ему кругленькую сумму — якобы на банковский счет! “Человек он занятой — вот и номера мобильных часто меняет…” — успокаивал себя бедняга, когда по домашнему телефону ему в сотый раз ответили, что Зильберштейна дома нет и не бывает. А потом неуловимый приятель позвонил и сказал, что филиал банка закрывается. И снова исчез… Шарандину, кстати, в этом спектакле была отведена довольно солидная роль - он представлялся “директором филиала банка в Лианозове” Романовым. Сумма же, которую он выманил у мужчины, оказалась не менее впечатляющей - 32 тыс. 400 долларов.
Позвонив в банк, доверчивый “вкладчик” узнал, что на его счету ноль, а об обещанных 50 тысячах долларов (столько, мол, должно было набежать после начисления процентов) не идет и речи.
Но в большинстве случаев речь все же шла о покупке квартир. Деятельный Зильберштейн как бы между делом предлагал кому-нибудь в крутой компании приобрести по дешевке жилье и недвусмысленно намекал на большие связи в московском правительстве. Потом знакомил желающего с неким важным человеком, который, мол, и поможет все устроить. Роль такого персонажа играл Игорь Шарандин. Вернее, Мартынов Сергей Леонидович, как, по совету Зильберштейна, представлялся жертве мошенник. Место своей работы Шарандин обычно обозначал так: Департамент муниципального жилья и жилищной и инвестиционной политики г. Москвы.
Кстати, потом в ходе следствия сотрудники СУ УВД сделают запрос в столичное правительство и получат ответ, что такой организации уже и не существует. Потому что некоторое время назад она была переименована в Департамент жилищной политики и жилищного фонда…
Далее дело оставалось за внесением необходимой суммы и подписанием нужных бумаг. Документы, как и крутые “корочки” чиновников, были, конечно же, обыкновенной фальшивкой.
Любопытно, что в числе тех, кого облапошила предприимчивая парочка, оказалось несколько знаменитостей. Ни известность жертвы, грозившая при неблагоприятном исходе аферы вызвать большой резонанс, ни уважение к таланту не остановили Зильберштейна…
Как нам стало известно, в сети аферистов попали, например, музыкант легендарной “Машины времени” Евгений Маргулис, певец Андрей Державин (все помнят некогда популярную его песню про Алису), актер Виктор Косых, игравший в “Приключениях неуловимых” Даньку. Кстати сказать, история с детской коляской и несуществующим денежным вкладом, описанная выше, случилась именно с Косых.
По данным, которыми располагает “МК-Воскресенье”, Евгений Маргулис впервые увидел Зильберштейна в позапрошлом году. Их познакомил Андрей Державин. Последний объяснил приятелю-музыканту, что этот человек способен помочь в покупке квартиры “по нормальным ценам”. 27 июня 2002 года все трое встретились в клубе “Шатильон”. Переговорили насчет квартиры. Во время беседы Зильберштейн для большей убедительности показал музыкантам удостоверение сотрудника “службы Президента РФ”. Маргулис и Державин никакого подвоха не заметили. А последующее знакомство с “сотрудником мэрии Москвы” Мартыновым-Шарандиным еще больше убедило музыкантов в реальности открывшейся перспективы. По их словам, во время этого разговора в честности собеседника сомнений не было никаких.
Оба, по наставлению Зильберштейна, написали письма на имя, ни много ни мало, Юрия Лужкова с просьбой выделить им жилплощадь в строящемся комплексе “Золотые ключи-2” по цене БТИ. Бумажки они отдали Зильберштейну (за направление документов в мэрию каждый одарил нового знакомого тремя тысячами долларов). А пару дней спустя тот радостно сообщил им, что письма уже подписаны и теперь остается лишь внести залог и определиться с новой жилплощадью. Подъехав к месту стройки, на Минскую улицу, музыканты выбрали себе квартиры (один на 10-м этаже, а другой — на 11-м). Договорились о выделении им машино-мест на стоянке, которые, соответственно, тоже требовали внесения определенной кругленькой суммы…
В общей сложности музыканты трижды передавали мошенникам по 20 тысяч долларов каждый - деньги за квартиры и четыре места в гараже.
Обычно, заполучив от покупателя деньги (а в каждом случае, как мы знаем, это были десятки тысяч долларов), Зильберштейн начинал избегать обманутого “друга” и всячески тянуть время. Рано или поздно аферистов должны были вывести на чистую воду. Уж больно открыто и бесцеремонно они действовали. В конце концов жертвы обратились в милицию, и мошенников стали “пасти”...
Доказательств махинаций Шарандина и Зильберштейна у следователей оказалось предостаточно. Кстати, очень помогла следствию видеозапись разговора с мошенниками, которая случайно была сделана одним из потерпевших, когда те приходили в его домашнюю студию…
В феврале этого года лжечиновников задержали. В их квартирах были проведены обыски. У приятелей изъяли кучу поддельных удостоверений различных организаций — начиная от Администрации Президента и кончая ФСБ. Нашли у них и ворох расписок, написанных от имени посторонних людей. Решающую роль в судьбе аферистов сыграла и печатная машинка “Самсунг”, найденная на квартире у одного из арестованных. Как было впоследствии установлено, не все документы мошенники печатали на компьютере. Приложения к договорам и еще некоторые сопутствующие бумаги набивались именно на этой машинке. Обнаружилась еще одна любопытная находка - оказывается, идеолог махинаций для солидности обзавелся именным ежедневником с тисненой надписью “Зильберштейн Илья Ефимович”.
У аферистов нашли только 26 тысяч долларов. Понятное дело, что это лишь крохотная часть от того внушительного куша, который они получили за пару лет успешного промысла. Изъятая сумма пошла на возмещение ущерба пострадавшим от махинаций. Остальное же им только предстоит выплатить, и, видимо, получить свои деньги назад обманутые “новоселы” смогут еще не скоро.
В ходе следствия Зильберштейн до последнего не хотел признавать свою вину. Хотя оба мошенника и вели себя вполне миролюбиво.
— Нет, Илья Зильберштейн, безусловно, обладал способностью расположить к себе человека, заговорить, убедить в своей правоте, — вспоминают следователи Сергей Кезиков и Евгений Машин. — Даже в разговоре с нами он пытался как-то извернуться…
Все потерпевшие, которых удалось установить следствию, уверенно опознали в парочке обманщиков, исчезнувших с их деньгами.
Несколько месяцев назад Замоскворецкий суд Москвы приговорил Зильберштейна к 13 годам лишения свободы. “Младшему” подельнику Шарандину дали 6 лет. Наличие у обоих несовершеннолетних детей не помогло избежать тюрьмы.