— Голограммы — мера, которая нужна, чтобы защитить изделия народного искусства от подделок, — рассказывает Алексей. — Ассоциация народных художественных промыслов (организатор ярмарки «Ладья». — Авт.) вышла с этой инициативой в Минпромторг России в этом году. Мы предлагаем наклеивать голограммы на изделия тех предприятий, которые прошли художественно-экспертный совет в своем регионе или в Москве. Каждая голограмма будет иметь свой уникальный номер. Такая защита позволит любому покупателю понять, что у него в руках качественное изделие, сделанное в соответствии с технологией.
— От каких подделок нужно защищать народное искусство — от импортных или отечественных?
— Речь о внутреннем рынке. Например, богородские резчики высушивают липу полтора-два года, прежде чем начать работать с материалом, а в финале покрывают изделие специальным лаком. Автор из того же Богородья, работающий дома, может делать те же изделия, только использовать не тот лак (а вдруг он вреден для детей?) или сушить дерево меньше, чем необходимо, то есть не соблюдать технологию. Некачественная работа такого мастера подрывает репутацию всего промысла.
Контроль качества — лишь одна из проблем художественных промыслов, решить которую пытается ассоциация. Самая серьезная — это, как водится, финансирование.
— Промыслы переживают тяжелейшие времена, — рассказывает глава ассоциации Геннадий Дрожжин. — Вы только вдумайтесь: все финансирование сферы — меньше стоимости одного футболиста. И все-таки нам удастся переломить сложную ситуацию, и впервые за четверть века мы можем говорить не только о сохранении промыслов, но и об их развитии. За что отдельное спасибо — генеральному спонсору ярмарки ОАО «Траснефть» и генеральному информационному спонсору «МК».
Кстати, «МК» много лет следит за работой ассоциации и ее выставок, собирающих мастеров со всей страны два раза в год (на весенней и зимней «Ладье»), и не может не согласиться с Геннадием Дрожжиным: пусть медленно и с трудом — народные промыслы возрождаются и расцветают, о чем свидетельствует нынешняя ярмарка. Посетители толпятся в павильонах уже с утра — им есть на что подивиться.
Эпицентр активности в «Городе мастеров», где авторы дают всем желающим мастер-классы. Здесь кипит работа — группки людей увлеченно выжигают, плетут и расписывают. Не протолкнуться и в промысловых кварталах, приехавших в столицу из 62 регионов. Массовым спросом пользуются согревающие в холода национальные бренды — павловский платок, вологодский текстиль и шерстяные изделия из войлока. Последним посвящен отдельный фестиваль — «Шерстиваль». А на первом этаже ярмарки — новый раздел, столичный. Московская экспозиция, впервые открытая на ярмарке при поддержке столичного Департамента культуры, больше похожа на город. В его центре — выставка «Дорогая моя столица»: здесь, как и в настоящем сердце Москвы, есть свой собор Василия Блаженного (только полностью прозрачный, из стекла), свой Кремль (конечно, расписной), своя Царь-пушка (керамическая) и своя праздничная елка (точнее, целый лес — из ложек, газет и других неожиданных материалов). Рядом с праздничным лесом работает зона мастер-классов, столичный «Город мастеров», где не только можно познать секреты мастерства, но сделать заказ. «Эту хлебницу одна бабушка принесла — у нее старая роспись стерлась, попросила обновить, заказала цветные узоры», — поведала «МК» мастер по хохломе.
Познакомиться с особенностями национального мастерства может каждый вплоть до 22 декабря.
Режим работы выставки: 19–21 декабря — с 10.00 до 19.00, 22 декабря — с 10.00 до 16.00