Губернаторов будут назначать меньшинством голосов: новые поправки в закон

Кремль опять обезопасил себя от электоральных неожиданностей

Закон, позволяющий отменять всенародные выборы губернаторов, подготовлен профильным комитетом Госдумы ко второму чтению. "МК" изучил текст, который, как ожидается, будет вынесен на голосование самое позднее в следующий вторник, и убедился: партия власти предусмотрела для себя даже больше страховочных механизмов, чем их было раньше, когда губернаторов повсеместно назначали, а не выбирали.

Кремль опять обезопасил себя от электоральных неожиданностей
Рисунок Алексея Меринова

По новой парламентской традиции, текст законопроекта ко второму чтению изменился до неузнаваемости. Раньше он помещался всего на одной страничке убористого текста, а теперь разросся до 18 листов! И почти все это - за счет поправок партии власти. Поправки оппозиции в основном учтены не были. Например, юрист КПРФ Вадим Соловьев предлагал оставить всей стране всенародные губернаторские выборы, а в республиках Северного Кавказа ввести мораторий на 10 лет - до 2023 года назначать там глав регионов. Ведь "ЕР" жаловалась, что там из-за сложной обстановки выборы проводить трудно. "Вот вам десять лет, наведите порядок!" - заявил коммунист. Идея не прошла: назначение "сверху" санкционировали для любых регионов по их желанию.

Напомним, что до 2012 года при назначении губернаторов действовал простой механизм: партия, выигравшая выборы в региональное заксобрание, предлагала президенту три кандидатуры, а он вносил одну из них на утверждение закса. Теперь нас ждет якобы более демократичный механизм: по три кандидатуры от всех представленных в ЗакСе партий, а также от думских.

На самом деле это - страховка "Единой России" на тот случай, если выборы в ЗакС будут где-то проиграны. Единороссы и так здорово понервничали в 2011 году, когда эсеры имели шансы победить в Питере и тут же сменить губернатора.

Поправки ко второму чтению конкретизируют процедуру внесения кандидатур. Эти правила можно с успехом назвать "актом о консультациях". Подковерные и закулисные договоренности, о которых обычно стесняются говорить вслух, теперь возведены в ранг обязательной законной процедуры.

Схема такова: партии сначала "проводят консультации" с непарламентскими партиями, потом - предварительные консультации с президентом, и только узнав от главы государства, каких кандидатов он хотел бы увидеть в списке, предлагают ему этот самый список на рассмотрение. Какой сюрприз: только президент подумал назначать Имярека губернатором, как соответствующая инициатива и пакет документов уже ложатся ему на стол! 

В Думе у нас четыре партии - значит, на каждый регион придется наскрести минимум 12 кандидатов в губернаторы. Порядок рассмотрения этих кандидатур, разумеется, определяет сам президент. Составленный в Кремле по никому не известным правилам шорт-лист из трех человек поступает наконец в заксобрание, которое избирает губернатора. 

Однако даже с таким количеством "консультаций" власть не почувствовала себя в безопасности. И предусмотрела неслыханное явление: возможность второго тура при утверждении губернатора в заксобрании! Если раньше для "победы" президентскому кандидату нужно было получит две трети голосов региональных депутатов, то теперь достаточно половины. А если никто из трех не одолеет эту планку с первого раза - тогда двое фаворитов выходят во второй тур... Видимо, на тот случай, если в какой-то ЗакС просочится слишком много оппозиционеров. Ну и вишенка на торте - пояснение: во втором туре выигрывает тот, у кого выше результат "по отношению к числу голосов, полученных другой кандидатурой". Это - чтобы оппозиция не сорвала "выборы", отказавшись в них участвовать. Таким образом, для утверждения губернатора в должности будет достаточно даже пары голосов.

Попутно в закон "зашили" перелицованную норму о выборах сенаторов, придуманную спикером Совфеда Валентиной Матвиенко. Каждый кандидат в губернаторы - как назначенный, так и избираемый народом - обязан озвучить трех потенциальных сенаторов, который он отправит в СФ. Только Матвиенко предлагала включать их в бюллетень для "рейтингового голосования", но это правило потерялось. Так что можно смело говорить, что идея даже об урезанных выборах сенаторов выродилась в фикцию.

И еще деталь: партии по тексту законопроекта проводят консультации с президентом, но... нигде не сказано, что глава государства обязан их проводить. А вот сами партии, наоборот, обязаны проконсультироваться со всеми своими парламентскими коллегами!

Там же теперь партий черт знает сколько! - возмутился на заседании комитета депутат от ЛДПР Сергей Иванов. - Мы что, за ними бегать должны и спрашивать, не хотят ли они нам кого-то предложить?!

- Механизм мы сделаем, - успокоил его глава комитета Владимир Плигин. Возможно, партии просто обяжут сообщать в Интернете о проведении консультаций, а дальше кому надо - приходите сами. Но что мешало прописать это уже сейчас? Видимо, спешка: законопроект нужно как можно скорее принять. Губернаторские выборы в этом году 8 сентября - кампании стартуют в начале июня. Закон должен успеть вступить в силу еще раньше, тогда желающие регионы к лету успеют поменять себе систему выборов губернаторов. И, возможно, кое-где в сентябре обойдутся без избирательных кампаний. Одними консультациями.