Генерал, юристы, спецагенты и прокуроры: кого и за что включили в «антимагнитский список»?

Россия симметрично ответила США, вспомнив Гуантанамо, Виктора Бута и летчика Ярошенко

МИД России опубликовал список граждан США, которым закрыт въезд в Российскую Федерацию на основании федерального закона № 272-фз «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Так же как и в опубликованном американским Министерством финансов «списке Магнитского», в российском списке содержится 18 фамилий. «МК» решил разобраться в том, кто и за что попал в этот «блэклист».

Россия симметрично ответила США, вспомнив Гуантанамо, Виктора Бута и летчика Ярошенко
Рисунок Алексея Меринова

«Анти-Магнитский список» состоит из двух частей. В первую помещены граждане Соединенных Штатов, «причастные к легализации и применению пыток, бессрочному содержанию заключенных» (так называемый «список Гуантанамо», о котором говорили уже несколько месяцев)

Под номером 1 в списке значится Дэвид ЭДДИНГТОН (David Spears Addington), возглавлявший в 2005-2008 гг. аппарат вице-президента США Дика Чейни.

Претензии к нему есть не только у России. Еще в 2009 г. судебные власти Испании рассматривали вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении нескольких бывших сотрудников администрации Джорджа Буша-младшего, подозреваемых в создании юридических уловок, оправдывавших применение пыток в отношении заключенных спецтюрьмы на базе ВМС США в Гуантанамо (Куба). В их числе был и юридический советник Дика Чейни Дэвид Эддингтон. Считалось, что именно он был одним из главных авторов юридической докладной, оправдывающей пытки подозреваемых.

Под вторым номером идет юридический советник министерства юстиции США (2001-2003 гг.) Джон Ю (John Choon Yoo). Этот юрист, профессор права также был среди тех, кого испанские судьи подозревали в создании юридических уловок для оправдания пыток в тюрьме Гуантанамо. Именно Джон Ю написал документ, принятый 1 августа 2002 г., который легализовал целый список жестких методов ведения допроса (удары заключенных по лицу, содержание в помещениях, стесняющих передвижение, принуждение к нахождению в неудобной позе и лишение сна, симуляция утопления и др.).

Газета The New York Times опубликовала саркастическую реакцию мистера Ю на включение его в «черный список»: «Черт, пропал мой матч по дзюдо с Путиным». А изданию Daily Beast Джон Ю дал не менее иронический комментарий: "Плакала дача для отпуска в Сочи, о которой всегда мечтала жена" (There goes that vacation dacha in Sochi that the wife always wanted).

Третий и четвертый номера в списке занимают соответственно Джеффри МИЛЛЕР (Geoffrey D. Miller) и Джеффри ХАРБЕСОН ( Jeffrey Harbeson). Первый был командующим базой ВМС США в Гуантанамо в 2002-2003 гг., второй занимал этот пост 2010-2012 гг.

Джеффри Миллер после командования базой в Гуантанамо руководил американскими военными тюрьмами в Ираке. В 2004 г. экс-начальница иракских тюрем Джэнис Карпински заявила, что распоряжение об ужесточении режима в скандально известной тюрьме Абу-Грейб поступило от генерала Джеффри Миллера. В интервью Би-би-си Карпински рассказала, что Миллер заявил ей, что "арестанты - как собаки; как только вы им показываете, что они нечто большее, чем собаки, вы теряете контроль над ними". Также генерала обвиняли в том, что именно он предложил запугивать узников собаками.

В 2005 году Пентагон признал факт массовых попыток самоубийства, совершенных заключенными базы Гуантанамо в тот период, когда во главе тюрьмы встал Джеффри Миллер, получивший приказ добиться новой информации от обвиненных в связях с "Аль-Каидой". В 2006 г. генерал Миллер уволился из вооруженных сил.

Что касается Джеффри Харбесона, то он не фигурировал в громких скандалах по поводу издевательств над узниками, но зато стал первой жертвой «визовой войны» из-за дела Магнитского. Контр-адмирал собирался посетить Россию в конце 2011 г., но ему было отказано во въездной визе.

Вторую часть списка, составленного российским МИДом, представляют «лица, причастные к нарушениям прав и свобод российских граждан за рубежом»

Эту часть открывает Джед РАКОФФ (Jed Saul Rakoff) судья окружного суда южного округа штата Нью-Йорк. Судья Ракофф известен тем, что в 2002 г. вынес решение о том, что применение смертной казни в качестве наказания за федеральные преступления противоречит конституции США. Ракофф стал первым в США судьей, признавшим неконституционным закон о смертной казни от 1994 года, касающийся преступлений федеральной юрисдикции. Почему же судья Ракофф попал в «черный список» в России? Видимо, потому что он председательствовал на суде по делу российского летчика Константина Ярошенко, осужденного в США на 20 лет по обвинению в попытке контрабанды наркотиков. Россиянин был арестован американцами в Либерии и без оповещения российской стороны вывезен из этого западноафриканского государства в США.

Далее следует федеральный прокурор по южному округу штата Нью-Йорк Притиндер БХАРАРА (Preetinder S. Bharara). Бхарара выступал в качестве прокурора на двух громких процессах над российскими гражданами – летчиком Константином Ярошенко и предпринимателем Виктором Бутом.

Фигурирующий под номером 7 бывший федеральный прокурор по южному округу штата Нью-Йорк Майкл ГАРСИА (Michael J. Garcia) принимал участие в судебном преследовании российского гражданина Виктора Бута. Так же как и «номер 8» – заместитель федерального прокурора по южному округу штата Нью-Йорк Брендан МАКГВАЙР (Brendan R. McGuire), представлявший обвинение на процессе Бута. На этом же процессе выступал и внесенный в список под № 9 заместитель федерального прокурора по южному округу штата Нью-Йорк Анджан САХНИ (Anjan S. Sahni).

Значащиеся под №10 заместитель федерального прокурора по южному округу штата Нью-Йорк Кристиан ЭВЕРДЕЛЛ (Christian R. Everdell) и под №11 заместитель федерального прокурора по южному округу штата Нью-Йорк Дженна ДЭБС (Jenna Minicucci Dabbs) также были участниками суда над Виктором Бутом.

Далее в списке (№№12 и 13) обозначены заместители федерального прокурора по южному округу штата Нью-Йорк Кристофер ЛАВИН (Christopher L. Lavigne) и Майкл РОЗЕНЗАФТ (Michael Max Rosensaft), чьи имена фигурировали в деле россиянина Константина Ярошенко.

Замыкают список российского МИД несколько представителей американского Агентства по борьбе с наркотиками, участовавших в преследовании Ярошенко и Бута: старший специальный агент Луис МИЛЬОНЕ (Louis J. Milione) – руководитель оперативной группы по поимке Бута; старший специальный агент Сэм ГАЙЕ (Sam Gaye); спецагент Роберт ЗАХАРЬЯШЕВИЧ (Robert F. Zachariasiewicz); спецагент Дерек ОДНИ (Derek S. Odney), а также агент Федерального бюро расследований Грегори КОУЛМАН (Gregory A. Coleman). Последний участвовал в следственых мероприятиях в отношении российского гражданина Егора Чернова, обвиненного в преступном сговоре с целью изготовления фальшивых документов и заподозренного в убийстве американского миллионера.

Большинство попавших в российский «черный список» американских граждан фигурировали в прогнозах насчет того, против кого Россия введет санкции в ответ на публикацию «списка Магнитского». И похоже, что так же как и американский список имеет «надоводную» (то есть обнародованную) часть и «подводную» (содержание которой не разглашается), в России тоже имеется еще один, более широкий список, подпадающих под санкции американцев.

Сюжет:

Список Магнитского

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру