Американские и британские спецслужбы пытались прослушивать Медведева на саммите в Лондоне

Слежка за участниками встреч «Большой двадцатки» велась с использованием новейших технологий

Британское издание Guardian распространило сенсацию: иностранные политики и официальные лица, принимавшие участие в двух встречах «Большой двадцатки», прошедших в Лондоне в апреле и сентябре 2009 года, – а точнее, из компьютеры и телефоны – стали объектами слежки со стороны британских хозяев саммита и американских спецслужб. Среди тех, за кем следили, оказался и Дмитрий Медведев.

Слежка за участниками встреч «Большой двадцатки» велась с использованием новейших технологий
Рисунок Алексея Меринова

Вот что пишет Guardian: “Американские шпионы, базировавшиеся в Соединенном Королевстве, перехватывали сверхсекретные переговоры тогдашнего российского президента Дмитрия Медведева во время его визита в Британию для участия в лондонском саммите «Большой двадцатки» (G20), показала утечка документов. Детали этой прослушки содержались в материале, подготовленном Агентством национальной безопасности (АНБ), крупнейшей в Америке организации по слежке и несанкционированному извлечению информации, которым поделились с высокопоставленными чиновниками из Британии, Австралии, Канады и Новой Зеландии».

Документ, о котором идет речь, стал «жертвой утечки» (в числе других), благодаря скандально известному разоблачителю деятельности АНБ Эдварду Сноудену. Как сообщает Guardian, эта информация подчеркивает важность американского шпионского узла на базе Королевских ВВС Менвит Хилл в Хэррогейте (Северный Йоркшир), где базируются сотни аналитиков АНБ, работающих вместе с офицерами связи из правления правительственной связи Великобритании. Местность площадью 560 акров была сдана американцам в 1954 г. и с 1966 г. здесь началось широкое присутствие Агентства национальной безопасности США.

Этот документ датируется августом 2009 г., он был создан через четыре месяца после визита в Лондон Медведева вместе с другими мировыми лидерами, включая президента США Обаму и тогдашнего хозяина саммита британского премьер-министра Гордона Брауна. Медведев прибыл в Лондон 1 апреля, и АНБ перехватило разговоры членов его делегации в тот же день, согласно документу, озаглавленному «Обмен информацией российского руководства в поддержку президента Дмитрия Медведева на саммите G20 в Лондоне – Перехват на станции Менвит-Хилл». Впрочем, не очевидно, что подслушивающим удалось выхватить серьезную информацию.

Как сообщает Guardian, перехват разговоров российского руководства на встрече G20 имел место через несколько часов после первой встречи между Обамой и Медведевым. По итогам их дискуссий было выпущено совместное коммюнике, в котором говорилось, что оба лидера намерены «продвигаться по пути сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия».

«В то время, как широко известно, что две страны шпионят друг за другом, редко бывает, что удается зафиксировать это в действии, эти запоздалые открытия также глубоко раздосадуют Белый дом, пока Обама, готовится к встрече на полях саммита G8 с Владимиром Путиным, сменившим Медведева на посту президента», – пишет британское издание.

Но не стоит думать, что только российских политиков пытались прослушать спецслужбы. Среди тех, кого прослушивали в Лондоне американские и британские «бойцы невидимого фронта», были политики из союзных стран – ЮАР и Турции (так, объектом слежки стал турецкий министр финансов Мехмет Шимшек, а также, вероятно, еще 15 членов его делегации).

Для перехвата информации были созданы интернет-кафе, где использовалась программа по перехвату электронных писем и программное обеспечение для того, чтобы шпионить за компьютерами делегатов саммитов; использовалось проникновение в «Блэкберри» делегатов для отслеживания их телефонных звонков и текстовых сообщений; 45 аналитиков круглосуточно отслеживали, кто кому звонил во время саммита. Во время встречи министров финансов «двадцатки» в сентябре 2009 г. использовались новые технологии, отслеживавшие каждый телефонный звонок, сделанный делегатами. Вся информация в графическом виде проецировалась на экран в 15 кв. метров в операционном центра Управления правительственной связи Великобритании, а также на экраны компьютеров 45 специалистов, мониторивших общение делегатов. Документы, утекшие благодаря Эдварду Сноуену, позволяют предполагать, что операция по слежке была санкционирована на высоком уровне в правительстве Гордона Брауна и что развединформация передавалась британским министрам.

Скандал разгорелся в то время, как Британия активно готовилась к проведению саммита «Большой Восьмерки». «Это, возможно, приведет к некоторым трениям среди приехавших делегатов, которые захотят, чтобы британский премьер объяснил были ли они объектами слежки в 2009 году и повторится ли это все на нынешней неделе», – пишет Guardian.

Как отметил у себя в Facebook политолог Николай Злобин, «самое плохое не в том, что спецслужбы пытались слушать иностранного лидера (кто не пытается?), а в том, что не смогли удержать это в тайне и опозорились».

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Алексей МАКАРКИН, зам. гендиректора Центра политических технологий:

– Можно вспомнить, что когда в Англию приезжал Хрущев, то была скандальная история про британского водолаза Крэбба, который хотел исследовать военный корабль, на котором прибыла в Британию советская делегация. Насколько известно, он погиб при этой попытке. Информация попала в прессу, разгорелся скандал. Потом еще пошли слухи о том, что водолаз остался жив — что тоже придало скандальности. Попытки в разных форматах выяснить секреты другой стороны в ходе официальных визитов, саммитов и т. д. присутствовали всегда. Если еще дальше заглянуть в историю, то подобное было и на знаменитой Тегеранской конференции в 1943 г. В общем, не вижу в этом ничего необычного с точки зрения международной практики. Но тут есть два фактора. Во-первых, эти сферы являются чрезвычайно закрытыми и поэтому, когда все это проникает в прессу, начинается скандал. Все-таки, подобные меры объективно подрывают доверие участников мероприятий друг к другу. Все знают, что это происходит, но когда об этом говорится открыто, то психологически это негативный фактор. И второй момент: если есть разведка, есть и контрразведка. Времена, когда кто-то приезжал в другую страну и полагался только на благородство принимающей стороны, вряд ли когда были. Но сейчас понятно, что ничего подобного не происходит. На любые попытки следует соответствующая реакция. Ничего неожиданного, но то, что это всплыло перед саммитов G8, это негативный фактор. Тем более, что это происходит на фоне других событий, имеющих отношение в том числе к российской делегации. Главная проблема — то, что вокруг саммита очень сложная атмосфера. Если бы это было на фоне международной идиллии, то можно было бы относиться к этой истории с иронией. Но все происходит на фоне продолжающегося расхождения подходов к сирийскому конфликту между, условной говоря, «семеркой» и Россией.


Андрей Яшлавский

Комментарий эксперта в области секретной связи:

– Если у человека в руках и даже возле него (скажем, в салоне машины) гаджет - это означает, что он полностью открыт для стопроцентного контроля за его деятельностью, – говорит эксперт в области секретной связи. – Именно это заставляет всех понимающих людей отказаться от последних технических достижений современной цивилизации. Вы никогда не дозвонитесь к Путину на мобильник, потому что его у него нет. Даже люди из самого ближайшего окружения звонят на номер его помощника, тот записывает и потом докладывает президенту. Если глава государства посчитает нужным, то перезвонит по каналам защищенной связи.

Сегодня техника позволяет сделать запись разговора через стекло на расстоянии 200 метров. Речь идет о том, чтобы не допустить в этом периметре наличие людей, которые могут заниматься прослушкой. Но сами понимаете, сделать это на международном мероприятии, где присутствуют сотни людей, не реально. Чтобы избежать этого, специально создаются помехи. Но и это не спасение, потому что в окружении всегда может оказаться человек, который за огромные деньги обеспечит утечку информации. Вообще любой чиновник высокого ранга, находясь за рубежом, всегда исходит из того, что его могут подслушать и за ним могут подсмотреть. Потому ничего действительно серьезного он говорить просто не будет.

Так что наверняка в случае с Медведевым американские спецслужбы ничего ценного для себя не услышали. А вообще премьер-министр в отличие от президента любит технические средства. Он часто появляется с айпадом, например. Можно было бы сказать, что это неосмотрительно с его стороны, но сегодня, повторюсь, невозможно предусмотреть все - это издержки цивилизации...

Кстати, не так давно один из авторов проекта правительственной связи генерал-лейтенант Юрий Толмачев (именно он долгое время возглавлял Управление правительственной связи КГБ, был замминистра связи СССР, затем — России) буквально на пальцах рассказывал «МК» как перезваниваются руководители страны.

– Когда президенту нужно иметь связь во всем мире, следом за ним следуют еще два автомобиля со специальной техникой и усилителями. Это один из проектов системы “Кавказ”. Как он может позвонить американскому президенту? Если звонок по закрытому каналу, то с рабочего места, где есть структура хот-лайн. Если же по открытому — то и мы с вами сейчас можем позвонить Обаме. Другое дело, что нас не соединят.


Ева Меркачева

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26257 от 18 июня 2013

Заголовок в газете: Саммит с ушами

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру