Другие итальянские медиа, например, газеты «Република» и «Стампа», преподнесли слова папы несколько иначе: «Пусть и вы станете ангелом мира». Мои редакторы в Москве, чуя недоброе, изменили спорное место таким образом: «Папа сказал, что это очень подходящий подарок, так как надеется, что Аббас станет «ангелом мира». Почему именно так? Видимо, предчувствие замучило.
Разница на первый взгляд, казалось бы, небольшая, тем более, по-итальянски. В первом варианте — вы «ангел мира» — это «sei». Во втором варианте — «вы станете» — это «sia». Первый вариант вызвал негодование в Израиле и в произраильских кругах США. Как это так, возмущались они, Аббас и «ангел мира»? Ведь речь идет о человеке, который диктует палестинцам насилие, который сорвал мирные переговоры в прошлом году?! Ничего себе «ангел мира»! Палестинцы, наоборот, были всеми руками и ногами именно за первый вариант.
Заварилась каша. Ассошиэйтед Пресс решило изменить свой первоначальный текст, и вот что у него получилось: «Вы в некотором роде «ангел мира».
Ну, а Ватикан? Папа говорил с Аббасом по-итальянски. Итальянский — не родной язык папы, хотя он владеет им в совершенстве. Присутствовал при беседе папы и президента небольшой пул журналистов. Что прошептал папа Аббасу журналисты восприняли по-разному. В контексте предстоящего признания Ватиканом Палестины как независимого государства и канонизации двух палестинских монахинь папа скорее сказал бы «sei», чем «sia».
МИД Израиля тут же сделал заявление, в котором говорилось, что он «разочарован» решением Ватикана, хотя ООН еще раньше признала Палестину и предоставила ей статус обозревателя, но не члена. А вообще 135 государств уже признали Палестину. Парламенты Британии, Франции, Испании и Ирландии обратились к своим правительствам, чтобы они тоже признали суверенитет Палестинского государства.
Ну, а Ватикан? — повторяю я этот вопрос. В 2014 году во время посещения Западного Берега, папа назвал Аббаса «человеком мира и миротворцем». Это, конечно, ближе к первому варианту, хотя Аббас в данном случае не ангел, а лишь человек.
Преподобный Федерико Ломбарди, споуксмен Ватикана, издал заявление, как он выразился, по просьбе журналистов. Это заявление не разъяснило, а еще больше запутало ситуацию. В заявлении Ломбарди говорится, что папа презентовал Аббасу бронзовую медаль, которую он обычно дарит посещающим его президентам. В заявлении Ломбарди говорится также о том, что слово «ангел» в данном случае означает «посланец». Когда папа презентует эту медаль, говорится в заявлении, он обычно произносит несколько слов, которые объясняют значение медальона, а также содержат «приглашение к миру».
Что касается встречи Франциска I с Аббасом, Ломбарди сказал, что он присутствовал на ней, но произнесенных папой слов не расслышал, «поскольку они были произнесены в обычной разговорной манере между папой и палестинским президентом, стоявшими очень близко друг от друга».
В понедельник отец Ломбарди пояснил, что Ватикан никогда не сообщает о том, что говорит папа во время частных бесед, или обмена подарками, ибо такие слова папы «не для печати». «То, что он говорит в частных беседах, это не официальные декларации и официально не документируются. Это была частная беседа двух людей, а не момент официальной декларации».
Израиль на это заявление или разъяснение отца Ломбарди никак не отреагировал, по-видимому, опасаясь вступать в полемику с Ватиканом. Споуксмен МИД Израиля заявил лишь, что он слышал запись беседы папы с Аббасом и консультировался по этому поводу с послом Израиля при Ватикане. «Я доволен тем, что папа сказал «пусть вы станете ангелом мира», — заявил представитель израильской дипломатии, но тут же добавил: «Аббас, конечно, очень далек от того, чтобы быть ангелом мира. Если бы он им был, то мы уже имели бы мир».
С этими словами нельзя не согласиться. Иное дело, по чьей вине нет мира между Израилем и Палестиной. Да и может ли быть такой мир, когда даже слова папы римского интерпретируются ими по-разному?
Мэлор СТУРУА, Миннеаполис