Холодная война в Мюнхене: Медведева слушали, фыркая и смеясь

России готовят "сирийскую ловушку"

Иллюзии в сторону: Мюнхенская конференция показала, что недоверие к России на Западе по-прежнему велико, а поиски компромисса упираются в многочисленные условия, которые Кремль должен выполнить, чтобы вновь стать легитимным членом "европейской семьи".

России готовят "сирийскую ловушку"

Дмитрия Медведева, возглавлявшего российскую делегацию, дружески приняли бизнесмены, страдающие от антироссийских санкций, и крайне настороженно - политики, которые эти санкции ввели. В его выступлении многие услышали отголоски уже ставшей знаменитой "мюнхенской речи" Владимира Путина. Премьер констатировал начало новой холодной войны между Россией и НАТО, раскритиковал курс на глобализацию мировой  экономики, а также миграционную и внешнюю политику Евросоюза, которая привела к конфликтам на его восточных и южных границах.

Место, выбранное для проведения Мюнхенской конференции, явно не соответствовало мероприятию такого масштаба. В гостинице "Баварский двор" яблоку было негде упасть: участники и гости толпились на лестницах, наступали друг другу на пятки в коридорах, а когда глава МИД РФ Сергей Лавров на секунду остановился для комментария, сзади мгновенно образовалась людская пробка.

В таких условиях казалось практически невозможным выполнить одну из главных задач российской делегации - не дать Медведеву нос к носу столкнуться с кем-нибудь из представителей украинских властей, которые в Мюнхен приехали чуть ли не всем составом. (Помимо Петра Порошенко, в коридорах гостиницы толкались Михаил Саакашвили, Виталий Кличко и наиболее яркие представители украинской Рады). Но ФСО при помощи организаторов и немецкой полиции с ней блестяще справилась.

Перед началом панельной дискуссий Дмитрий Медведев встретился с представителями немецких деловых кругов и примкнувшими к ним российскими бизнесменами.

Поскольку на часах было 7.45 утра, многие олигархи решили совместить полезное с необходимым - Андрей Костин стаканами пил апельсиновый сок, Алексей Миллер налегал на бутерброды. "Это как раз та категория завтраков, где ничего не удается съесть", - оглядев богатый стол, пошутил Медведев. Впрочем, цель  в это утра была другая - обменяться мнениями о текущем состоянии германо-российских отношений.

Председатель Восточного комитета немецкой экономики Вольфганг Бюхеле не стал скрывать: ситуация непростая, немецкий бизнес второй год подряд теряет свои позиции в России. И их тут же захватывают конкуренты. "Прогнозы  весьма пессимистичны, 81% немецких фирм рассчитывают на негативные перспективы", - сообщил он, признав, что без политической разрядки  перемены к лучшему вряд ли возможны.

Предприниматель напомнил, что ЕС связывает отмену санкций с выполнением Россией Минских соглашений. "Однако в настоящее время мы наблюдаем следующее: Украина, в том числе не выполняет свои обязательства по Минскому соглашению и поэтому мы надеемся, что по меньшей мере, с начала лета можно будет начать процесс снятия санкций", - заявил Бюхеле. Он с ностальгией отозвался о курсе на модернизацию российской экономики, провозглашенном Дмитрием Медведевым в его бытность президентом РФ и уже благополучно забытом. И заверил, что Германия вопреки позиции своих восточноевропейских партнеров поддерживает проект строительства  газопровода "Северный поток-2" и намерена содействовать его реализации.

Вдохновленный этими речами Дмитрий Медведев отправился на придуманную специально для него панельную дискуссию "Современные кризисы" с французским премьером Мануэлем Вальсом. Однако доминировавшие в зале политики оказали главе российского правительства гораздо более холодный прием, нежели немецкие бизнесмены.

Аудитория очень сдержаннно реагировала на речь премьера. И даже те акценты, на которые явно делали ставку спичрайтеры в итоге не сыграли: ДАМу ни разу не похлопали, зато сразу же закидали провокационными вопросами.

Украинская депутат под аплодисменты зала спросила, почему Москва избегает ответственности за преступления против человечества, в частности, сбитый над Донбассом самолет. А представитель Великобритании поинтересовался, как миротворческие устремления России в Сирии соотносятся с причинением страданий ее гражданам.

На "разогреве" у Медведева и Вальса выступал генсек НАТО Йенс Столтенберг, и он был категоричен: "Россия становится более агрессивной и дестабилизирует европейский порядок, поэтому мы должны дать на эти действия адекватный ответ". Этот ответ, по словам Столтенберга, будет заключаться в усилении многонационального военного контингента в Восточной Европе. При этом НАТО не ищет конфронтации с Россией и не хочет новой холодной войны. Новая политика - это больше обороны и больше диалога, в том числе восстановление формата "Россия - НАТО", заявил Столтенберг. Он предложил Минобороны РФ взять пример с альянса и публиковать в интернете план своих военных учений.

Дмитрий Медведев в своем выступлении поспорил с главным утверждением натовского генсека. "Мы уже скатились во времена холодной войны!", - заявил российский премьер. И развязало ее в первую очередь сама НАТО. "Чуть ли не ежедневно нас объявляют самой страшной угрозой то для НАТО  в целом, то отдельно для Европы, то для Америки и других стран, - сетовал с трибуны "Мюнхенской конференции" ДАМ, -  Снимают пугающие фильмы, в которых русские начинают ядерную войну. Я иногда думаю: мы в 2016 году сегодня или в 1962?".

Подобно Путину в 2007 году, Медведев предъявил западным партнерам целый перечень претензий и обид, в том числе исключение России из диалога о будущей архитектуре евроатлантической безопасности, политику санкций и неуважение российских интересов.

Читайте материал: Медведев в Мюнхене о Сирии: не нужно пугать наземной операцией

Он попенял коллегам на стремление к глобализации, которая в итоге принесла больше проблем, чем пользы. "Даже небольшие сдвиги в экономике одной страны теперь практически мгновенно сказываются на рынках целых государств!" - привел пример ДАМ. И раскритиковал проект создания "пояса друзей" по внешнему контуру ЕС. "И каковы результаты этой политики? Получился не пояс друзей, а зона отчуждения с чередой локальных конфликтов и экономических неурядиц - как на восточном (Украина, Молдавия), так и на южном фланге европейского соседства", - указал европейцам на их ошибки премьер.

Медведев рассказал, как Россия видит урегулирование украинского кризиса, обозначив значимые для Москвы проблемные точки - не приняты изменения в Конституцию Украины, не исполняется законодательство об особом статусе Донбасса, не выполнены обязательства по широкой амнистии, которая должна распространяться на тех, кто участвовал в событиях 14-15 годов. "Без амнистии эти люди не смогут принять участие в выборах , что сделает их результаты сомнительными. Это вряд ли понравится ОБСЕ", - считает ДАМ.

Он отметил, что Россия готова к компромиссу и уже идет на него (например, согласившись с предложением Штанмайера отсрочить вступление в силу Закона об особом статусе Донбасса до признания  результатов выборов  БДИПЧ ОБСЕ). "Но мы не можем сделать того, на что у нас нет полномочий!  - воскликнул премьер, - А именно исполнить за киевские власти их политические и юридические обязательства. Это прямая компетенция президента,  правительства и парламента Украины. А у них, похоже, нет ни воли, ни желания этим заниматься!".

Прямой адресат этих слов - Петр Порошенко - следил за речью Дмитрия Медведева в соседнем помещении. (Похоже, желание избежать встречи было как минимум взаимным).

Выступление главы российского правительства украинский лидер публично прокомментировал на следующей дискуссии, носившей статус президентской. "Это часть российской пропаганды", - заявил Порошенко, призвав европейцев не верить аргументам российской стороны. Мы - украинцы, говорил он, разделяем одни с вами ценности. А они - Путин и Медведев - хотят надругаться над ними, установив в Европе собственные порядки - нетолерантность, экстремизм, неуважение к правам человека, религиозный фанатизм.

Говоря об имплиментации Минских договоренностей, украинский президент выделил диаметрально противоположные пункты. Принципиально важными, по его мнению, является восстановление контроля над границей и вывод с территории Украины всех иностранных войск. Без этого амнистия и выборы, о которых говорил Медведев, будут невозможны.

Чтобы держать нос по ветру, Порошенко регулярно сравнивал Донбасс с Сирией - и там, и там Россия ведет уже не холодную, а самую настоящую "горячую войну". В обоих государствах страдает мирное население. "Мистер Путин, это не гражданская война на Украине - это ваши войска! Это не гражданская война в Сирии  - а ваши самолеты бомбят Алеппо!", - ораторствовал украинский президент. Удивительно: но, при всей натянутости подобных сравнений, прием сработал. Риторику Порошенко зал и его коллеги (а в числе них, оказались руководители  Польши, Литвы и Финляндии)  воспринимал на "ура".

Впрочем, роль главного спикера по сирийской тематике на Мюнхенской конференции предсказуемо взял на себя госсекретарь США Джон Керри. Он почти час выступал перед аудиторией, рассказывая, что надо и что не надо делать сирийским властям и России, и каким последствиям могут привести их неверные шаги. В частности, Керри пригрозил ввести в Сирию дополнительные наземные войска, если сирийский режим нарушит достигнутые в Мюнхене договоренности о прекращении огня.

"Если Асад не будет выполнять свои обязательства, а иранцы и россияне не заставят его это сделать, то члены мирового сообщества, безусловно, не будут сидеть, как болваны и наблюдать за этим!" - заявил госсекретарь.

Что касается России, то она должна в первую очередь перестать бомбить гражданское население и оппозиционные группы в Сирии. (Мюнхенская конференция продемонстрировала, что это мнение разделяют не только США, но большинство стран-участниц. Когда Дмитрий Медведев в своей речи заявил об отсутствии доказательств, на галерке послышались нервные смешки и фырканье).

"Мы считаем очень важным, чтобы Россия изменила свои цели!" - подчеркнул Керри, отметив, что Москва и Вашингтон должны договориться "по кому наносить удары, когда и где".

У Дмитрия Медведева не было возможности подискутировать с представителем американского Белого дома: к этому моменту он уже начал серию двусторонних переговоров с коллегами на полях Мюнхенской конференции.

Однако реплика Керри о возможном вводе войск в Сирию не осталась без комментария. "Не надо никого пугать наземной операцией! Это неправильный поворот в переговорах!" - заявил ДАМ на встрече с президентом Словении Борутом Пахором.

Очную дискуссию с Керри поддержал министр иностранных дел Сергей Лавров. Он обратил внимание на попытки американской стороны изменить приоритеты и без того хрупких мюнхенских договоренностей: "Они настаивают на прекращении операции российских ВКС в Сирии, хотя сами намерены продолжать бомбардировки ИГИЛ". По словам Лаврова, это дает повод для грустных мыслей о том, чем в итоге "закончится эпопея с документом о перемирии".

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27033 от 15 февраля 2016

Заголовок в газете: «Холодная война» в Мюнхене

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру