Золотая карточка: депутатам-прогульщикам в Госдуме запретят голосовать "заочно"

Дяденьки и тетеньки, скачущие по рядам, нажимая чужие кнопки - некрасивое зрелище

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день… Именно эта пословица приходит на ум после прочтения сообщения, распространенного 12 октября пресс-службой фракции «Единая Россия».

«Заместитель председателя Государственной думы Сергей Неверов, руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев и его первый заместитель Андрей Исаев предлагают запретить депутатам голосовать по доверенности. Таким образом, проголосовать депутаты смогут только лично. Руководство «Единой России» предлагает внести поправки в регламент Государственной думы, исключающие норму, которая допускает передачу депутатом своего голоса другому депутату в связи с отсутствием на заседании Государственной думы по уважительным причинам, уведомив о том руководство фракции и Думы».

Дяденьки и тетеньки, скачущие по рядам, нажимая чужие кнопки - некрасивое зрелище
Так выглядит полный депутатов зал, когда там выступает Путин…

Поправки еще не написаны, и перед нами лишь заявление о намерениях. Но факт остается фактом: новое руководство Думы (сомнений в том, что за изложенной выше инициативой стоит лично спикер Вячеслав Володин, нет) предпринимает очередную героическую попытку заставить депутатов Госдумы, и прежде всего единороссов, хотя бы отсиживать два раза в неделю в зале пленарных заседаний, лично нажимая кнопки для голосования. Все предыдущие попытки оканчивались бесславным поражением — потому что всерьез побеждать в борьбе с теми, кого принято называть депутатами-«прогульщиками» (прогулом отсутствие в зале пленарных заседаний в строгом юридическом смысле этого слова не является), никто и не стремился. Но каждая такая пиар-кампания закладывала очередной кирпичик в систему административного, по сути, контроля за поведением народных избранников. Сейчас на наших глазах эта система приобретает законченный вид.

Да, зрелище преимущественно немолодых и хорошо одетых дяденек и тетенек, скачущих по рядам в стремлении нажать как можно больше кнопок на рабочих местах отсутствующих коллег (были асы, которые успевали за 30 секунд, отведенных на голосование, «обработать» по 10–15!), — некрасивое зрелище. Но никаких реальных мер ответственности за неявку в зал ни Закон о статусе депутата, ни думский регламент очень долго вообще не предусматривали, а передача голоса по доверенности по «уважительной причине» в самом широком смысле этого слова считалась делом обычным.

Причем = вот уже 13 лет подряд, «Единая Россия» имеет в парламенте большинство, а в Думе 4-го, 5-го созывов и в нынешней, 7-го созыва, большинство это — конституционное, больше двух третей голосов. И если решение, способное загнать депутатов в зал, до сих пор не принято — значит, партии по-настоящему это было не нужно.

Между тем именно с того момента, как тотальный контроль над парламентом получила одна политическая сила, зал заседаний стал пустеть усиленными темпами. «Что там делать, если все решения заранее приняты, и приняты не здесь?» — говорили не только представители оппозиционных фракций, но и некоторые единороссы. Эти слова были не только неловкой попыткой самооправдаться, но и констатацией очевидной реальности.

Хотя на словах, конечно же, в Думе боролись с «прогулами» неутомимо…

В 2005 году первый вице-спикер Любовь Слиска заявила на заседании одной из внутрифракционных групп «ЕР», что есть некий список из 93 фамилий депутатов, «которые за полтора года либо ни разу не появлялись на пленарных заседаниях, либо приходили на них не больше трех раз. В основном они очень богатые люди, которые, видимо, не считают необходимым часто посещать заседания парламента». Ни одной фамилии она не назвала.

В начале 2010-го года президент Дмитрий Медведев на встрече с представителями четырех думских партий (тех же самых «ЕР», ЛДПР, КПРФ и «СР») поднял вопрос на государственный уровень. «Как гарант Конституции, я не могу не сказать, что меня самого удивляет картинка из зала заседаний Госдумы, когда там сидит 10–15% от списочного состава, — сказал он. — Надо что-то с этим делать. Пусть ходят на заседания, а те, кто не ходит… Давайте изменим законодательство — пусть гуляют в другом месте».

«Однозначно будем реагировать на критику, которую высказал президент», — говорил тогда вице-спикер Госдумы, секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин…

На то, чтобы среагировать, Думе потребовалось больше полугода.

…а так он выглядит на обычном заседании.

«Час голосований» (перенос официального оформления всех решений на 17.00) избавил депутатов от необходимости непременно сидеть в зале весь день.

В Законе о статусе депутата прописали норму о личном участии депутата в пленарных заседаниях.

Спикер Борис Грызлов повелел думским фотографам делать панорамные снимки зала заседаний в 10.00 и в 17.00 — чтобы можно было установить фактическое отсутствие или присутствие виртуально присутствующих депутатов.

Командировки в регионы в дни пленарных заседаний отменили — разве что по специальному разрешению руководства Думы.

Комиссия по депутатской этике, которой было поручено измыслить адекватное наказание для «прогульщиков», думала несколько месяцев. Самая радикальная мера, содержавшаяся в ее предложениях, — лишение депутатских полномочий то ли за 10–15 пропущенных заседаний, то ли за 5. Обсуждались и установка специального оборудования на входе в зал заседаний, автоматически регистрирующего каждый вход и выход депутата из зала, и наказание рублем. Очевидной вроде бы меры, которую хотят реализовать лишь сейчас, 6 лет спустя — запретить доверенности, — среди предложений не было. Вместо этого в регламенте Думы прописали, что «уважительными причинами отсутствия депутата Государственной думы на заседании Государственной думы» являются командировка по распоряжению спикера или его первых заместителей, участие в выполнении поручений Госдумы и Совета Госдумы, «исполнение гражданских обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации», болезнь, отпуск, рождение ребенка, регистрация брака, смерть близких родственников, иные семейные обстоятельства, а также «обстоятельства непреодолимой силы». Но вопрос о наказаниях для нарушителей оставили «на потом».

Осенью 2014 года по инициативе фракции «ЕР» было решено создать межфракционную комиссию, которая наконец-то придумает кару для «прогульщиков». Но эта комиссия до конца шестого созыва так и не начала работу — к вящему удовольствию представителей всех фракций: члены группы никак не могли выбрать председателя…

Зато в самом конце созыва был принят закон, позволяющий по предложению фракции или комитета голосованием лишать мандата депутатов, которые систематически в течение 30 дней не исполняли свои обязанности. Первой его жертвой стал Илья Пономарев, скрывавшийся за границей от уголовного преследования, хотя карточка этого депутата исправно голосовала, будучи по доверенности переданной Дмитрию Гудкову.

Когда закон принимался, многие депутаты говорили, что порядок можно было бы навести, если просто отменить голосование по доверенности. Но единороссы идею не поддержали — может быть, потому, что в противном случае большие проблемы возникли бы с принятием столь нужных правительству и Кремлю законов вроде «пакета Яровой»? Ведь часть депутатов уже активно занималась выборами, а не работой в Думе, а другая часть «забила» на все, потому что знала, что в новую Думу уже не попадет…

Зато именно это предлагается теперь. Депутатов, как рабочих промышленных предприятий, будут «увольнять» за систематические прогулы, но не те, кто их на работу взял, то есть избиратели, а думское большинство.

Трудно представить себе картину, как фракция «ЕР» предлагает изгнать за прогулы из Думы знаменитых спортсменов или миллиардеров…

Не будем называть фамилии: формально они все время исправно сидят в зале заседаний и голосуют.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27228 от 13 октября 2016

Заголовок в газете: Гуляй-Дума

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру