После приговора Навальный попал в "юридическую вилку" с президентскими выборами

Ситуацию разъяснила экс-судья КС Тамара Морщакова

Вынесение приговора Алексею Навальному и Петру Офицерову после повторного рассмотрения дела «Кировлеса» обошлось без сюрпризов. Суд признал Навального виновным в том, что оппозиционер «организовал невыгодную для госкомпании сделку», а Офицерова — в том, что он оказал «содействие в совершении преступления», и приговорил их к 5 и 4 годам лишения свободы условно. Монотонная речь судьи длилась больше трех часов с небольшими перерывами. Текст приговора почти не отличался от версии 2013 года.

Ситуацию разъяснила экс-судья КС Тамара Морщакова
Фото: twitter navalny

Жена Алексея Навального, Юлия, перед судом по традиции собрала ему сумку в СИЗО на случай реального срока. На этот раз она приехала в суд, хотя в ходе процесса заседания не посещала. В зале заседаний было еще около 50 сторонников Навального и журналистов. Приговору никто из них не удивился. А сразу после его вынесения Алексей Навальный снова заявил о том, что не намерен отказываться от участия в выборах президента, и написал большой пост о том, почему по закону он может это сделать.

Суть вкратце: Навальный ссылается на Конституцию, по которой «не имеют права быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда», и приходит к выводу, что у него это право есть. Если будут приняты решения, противоречащие Конституции, Навальный будет их обжаловать.

«МК» разобрался, действительно ли это так.

По закону (ст. 4 п. 3.2а 67‑го ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав») не имеют права быть избранными граждане, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, — до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости. То есть, исходя из этого, Навальный не сможет участвовать в выборах в течение 20 лет, то есть до 2033 года. 5 лет он будет отбывать условное наказание, еще 5 лет — ждать, пока погасится судимость (согласно п. 3а ст. 86 УК РФ в отношении условно осужденных лиц судимость погашается по окончании испытательного срока; у Навального по «Кировлесу» он составляет 5 лет), а потом ждать еще десять.

Картина, исходя из всего вышеперечисленного, получается следующая. С одной стороны, Навальный осужден к лишению свободы. Значит, согласно Федеральному закону он в выборах участвовать не может? С другой стороны, он осужден к лишению свободы условно и не «содержится в местах лишения свободы по приговору суда». Значит, если руководствоваться Конституцией, он имеет право участвовать в выборах?

«Конституция вводит запрет, который, казалось бы, решает этот вопрос, — пояснила «МК» судья КС в отставке Тамара Морщакова. — Но законодатель также может вводить ограничения Федеральным законом. Нужно только доказать, что эти ограничения соответствуют и соразмерны конституционно одобряемым целям».

Конституционный суд уже задавался вопросом о том, соответствует ли этот самый пункт Федерального закона о запрете осужденным участвовать в выборах Конституции, и пришел к выводу, что соответствует он частично (постановление Конституционного суда РФ от 10.10.2013 №20‑П). Цитируя дословно, КС постановил, что «ограничение пассивного избирательного права, не являющееся уголовным наказанием, может применяться в механизме общеправовых последствий осуждения без специального указания в приговоре» Конституции соответствует, а вот «бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы» Конституции не соответствует.

«КС сказал, что законодатель вправе иначе сформулировать само понятие лишения свободы, — говорит Тамара Морщакова. — То есть он предполагает, что законодатель может уточнить понятие лишения свободы, чтобы лица, которые не содержатся в тюрьмах и под конвоем в местах лишения свободы, все-таки не ограничивались в избирательных правах, так я понимаю мотивацию Конституционного суда».

То есть у Алексея Навального остается возможность отстаивать свое право на участие в выборах в Конституционном суде. Однако любой закон можно оспорить только после его применения в деле, отмечает Морщакова. Например, если оппозиционера не допустят до участия в выборах, сначала он должен будет пожаловаться в общий суд, который может истолковать понятие «лишение свободы» и значение мотивировочной части постановления КС, которое предлагает это понятие дифференцировать. И только потом он сможет пойти в Конституционный суд.

Впрочем, политтехнолог Навального, Леонид Волков, отметил, что есть много юридических механизмов для допуска Навального на выборы, «но все они вообще не имеют значения», потому что в любом случае они будут «оформлением политического решения», принятия которого команда оппозиционера намерена добиться.

Сюжет:

Дело Навального

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27320 от 9 февраля 2017

Заголовок в газете: Навального отстранили от власти

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру