Отношения Россия-США от Путина и Трампа уже не зависят

Одного лишь желания лидеров двух стран недостаточно

В сегодняшней Америке обсуждают российско-американские отношения не только на слушаниях в Конгрессе о «российском вмешательстве в выборы» и российских связях Трампа. Тема будущих отношений с Россией фигурирует в повестке дня многих конференций и симпозиумов.

Одного лишь желания лидеров двух стран недостаточно

Одна из таких конференций проходила в эти дни в Джорджтаунском университете Вашингтона. Участвовавший в ней член Совета Федерации Владимир Лукин сказал в интервью ИТАР-ТАСС о той оценке перспектив двусторонних отношений США-РФ, которую он услышал от Генри Киссинджера: ветеран американской политики считает, что отношения двух держав достигли самой низкой точки за последние 50 лет. Лукин даже переспросил Киссинджера: 50 или 15 лет? Тот подтвердил: хуже не было последние полвека.

С такой оценкой в Америке согласны не все. Директор вашингтонского Института Кеннана Мэтью Роджански и бывший посол США в Белоруссии и Грузии Кеннет Яловитц пишут в газете Grand Forks Herald, что серьезные разногласия между США и СССР-Россией возникают не впервые и что они преодолимы: будущие отношения Америки с Россией должны развивать «сотрудничество в тех областях, где это возможно, в сочетании с улаживанием разногласий, касающихся нашего видения мира, принципов государственного управления и внешнеполитических целей». Эксперты информируют, что именно в этом ключе они собираются обсудить будущее российско-американских отношений в ходе симпозиума, который состоится 31 марта в Университете штата Северная Дакота в г. Грэнд-Форкс. Инициатором этого мероприятия стала сенатор от этого штата Хайди Хайткамп.

Роджански и Яловитц говорят об особом значении отношений США-РФ: «Россия влияет на интересы США во всем мире. Россия граничит с Европой, Ближним Востоком и Азией – регионами, имеющими самое важное значение для Соединенных Штатов. У России, как и у США, есть свои жизненно важные интересы в Арктике... Более тесное сотрудничество с Россией пошло бы на пользу США в решении самых злободневных международных проблем – таких, как борьба с терроризмом, глобальным потеплением и распространением ядерного оружия».

Но для того, чтобы грамотно иметь дело с Россией, отмечают эксперты, «нужны совместные усилия высококвалифицированных ученых и мудрых практиков внешней политики», а таких кадров в США остро недостает – «вот уже 25 лет и правительство, и общественность уделяют все меньше внимания тем вызовам и тем возможностям, которые представляет для Америки Россия». В прошлом году число американцев, проходивших учебу и стажировку в РФ, составило примерно 1000 – это на 45% меньше, чем было в 2011 году. В американских вузах год за годом сокращается количество студентов и аспирантов, специализация которых связана с Россией.

Журнал Time пишет о нескольких причинах того, что не следует ждать быстрого улучшения отношений США-РФ. Во-первых, это – НАТО: Трамп хочет усилить блок, а Россия – ослабить. Трамп призывает страны НАТО увеличить свои взносы в общую казну блока до 2% ВВП (сегодня лишь пять из 28 стран-членов НАТО соответствуют этому требованию). Если натовская касса пополнится деньгами и альянс нарастит мускулы, Россию это едва ли обрадует.

Во-вторых, ближайшие помощники Трампа по вопросам обороны и политики безопасности – отнюдь не промосковские деятели. Министр обороны Джеймс Мэттис называет Россию и Путина «главной геополитической угрозой» для США. Директор ЦРУ Майк Помпео осудил «вмешательство России» в президентские выборы США 2016 года. Помощником президента по нацбезопасности был дружественный Москве Майкл Флинн, но его ушли в отставку, а теперь это место занимает генерал-лейтенант Герберт-Рэймонд Макмастер, который назвал Россию «враждебно-ревизионистской» (т.е. стремящейся к пересмотру существующего миропорядка) державой. Бывшая ученая и разведчица Фиона Хилл, которую Трамп назначил старшим директором Белого дома по Европе и России, пишет, что «Запад должен усилить свою оборону, уменьшить свою экономическую и политическую уязвимость и разработать кризисные планы, чтобы противостоять новой путинской войне 21-го века». Это тоже трудно назвать промосковской позицией.

В-третьих, сама Россия значительно охладела к Трампу. В январе главные СМИ России упоминали Трампа 202 000 раз, пишет Time, а Путина – 147 700: «впервые за шесть лет кто-то превзошел Путина». Однако после отставки Флинна российские СМИ резко разлюбили Трампа. Воскресные итоговые программы федеральных телеканалов, как по команде, урезали упоминаемость Трампа сразу на 88%.

В-четвертых, есть противоречия на почве нефти. Трамп – друг американских нефтяников, он будет и дальше содействовать увеличению нефтедобычи в США, цены на нефть будут снижаться, а для России это – совсем не подарок, т.к. почти половина госбюджета РФ формируется за счет нефти.

Наконец, в пятых, – и это важнее всего остального – продолжаются расследования на предмет возможного сговора между штабом избирательной кампании Трампа и представителями официальной Москвы. До тех пор, пока над Трампом будет висеть этот дамоклов меч, он не сможет, при всем желании, сделать никаких существенных шагов по улучшению отношений с Россией.

Можно, конечно, отмахнуться от этой проблемы, как это делает базирующийся в Монреале (Канада) Центр изучения глобализации, – на его сайте мы читаем: «Вопросы о роли России в американских выборах остаются, но антироссийская кампания дезинформации разваливается из-за отсутствия доказательств. СМИ, которые ее с пылом поддерживали, утратили ныне доверие».

Беда лишь в том, что доверия нет к этому самому Центру и его основателю Мишелю Чоссудовски, которого Атлантический совет называет «сторонником Путина и противником НАТО», который продвигает всевозможные теории заговора (11 сентября – дело рук ЦРУ и т.п.).

В действительности, как указывает CNN, проводимое ФБР (это подтвердил директор ФБР Джеймс Коми, давая показания в Конгрессе США) расследование российских связей Трампа чрезвычайно серьезно. Источники в ФБР сообщили CNN, что в фокусе данного расследования находится координация действий между помощниками Трампа и «российскими оперативниками» по обнародованию информации, которая нанесла ущерб предвыборной кампании Хиллари Клинтон. Частично это уже подтвердил Коми: по его словам, у ФБР есть «основания думать, что некий американец действовал в качестве агента иностранной державы». Если выяснится, что на самом деле имел место сговор и согласование действий с Россией, последствия для Трампа могут быть самыми разрушительными.

А это означает, пишет журнал Time, что в интересах Трампа – как можно меньше демонстрировать какую-либо связь с Россией и Путиным. Ждать от Трампа быстрой отмены санкций или других пророссийских инициатив, видимо, не приходится.

Нью-Йорк

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру